Библиотечный блог методиста

воскресенье, 31 октября 2010 г.

Гороскоп ИБО

Неофициально.
На девятый день рождения ИБО составили персональный гороскоп:
ИБО-сан родился 1 ноября 1998 года - в год тигра. Сянынэны - настоящие борцы, всегда готовы к жертве ради своей идеи, дела, близкого. Они всегда привлекают к себе внимание, им трудно возражать, трудно противостоять их напору. Они часто вступают в конфликты с коллегами, вышестоящими должностными лицами, даже с государственными учреждениями и ведомствами. Они не любят просить, они только требуют путэ имицайти. И за это глотку перегрызут! «Тигр», как правило, или революционер, или вождь, или военачальник, или прекрасный руководитель. «Тигры» - веселы и пребывают в прекрасном настроении, когда сытые. Они любят скорость, быстроту и из всех видов транспорта предпочитают мотоциклы, автомашины и самолеты. В последней трети жизни Ибо - сану грозит преждевременная смерть (часто даже насильственного характера)*. Ибо - сан любит публичные зрелища, особенно театр и кино. Лучше всего для жизни ему подходят Италия, Франция, как не странно, Уганда, Чили и Эквадор. Три Сяныиэня из ИБО, как вы знаете, родились в год кабана. Четвертый Сяныиэнь в год собаки. Они все прекрасно уживаются с «тигром». Деловые отношения между тигром и собакой процветают во всех сферах и областях, кроме коммерческой деятельности. А деловые отношения тигр - кабан зависят от благородства и великодушия тигра. Так говорят звезды.

*и не мечтайте!
**путэ - пуд (кит.)


Почувствуем себя настоящими ханьцами

Да, именно так сказало ИБО на девятый день рождения... И мы почувствовали...

"November Fest ИБО 2004"

Шестой день рождения ознаменовался Фестивалем "November Fest ИБО 2004"




Бояться, чтобы развлекаться

Марк Сандомирский "Кумиры тинейджеров и кидалтов: Вампиры как метафора"

Пугать людей всякой нечистью - вот способ развлечения, практикуемый в Хеллоуин. Очередной повод вспомнить про "притягательность зла", в частности, в образах вампиров. Почему страшное притягивает?

 "Русский журнал". От редакции: Очень скоро в России будут отмечать вроде бы чужой для нас праздник - День всех святых, ака Хэллоуин. Это - скорее желание перенять дух веселья, а, говоря честнее, лишний раз развлечься - устроить то, что долгое время россияне видели на экранах, но не могли сами попробовать, каково это, наряжаться в костюмы чудовищ и выпрашивать сладости у соседей... Любопытно, можно ли найти какие-то параллели политического действа и Хэллоуина? Это вопрос риторический. Да и не так интересно.
Гораздо интереснее то, что мы на самом деле в полном праве перенять, по крайней мере, внешнюю сторону праздника, потому что уже давно потребляем продукты массовой культуры Запада. И среди них особое место занимает вампирская тема - фильмы, книги, журналы, концерты.
* * *
Сегодня общества кумиры
И в книгах, и в кино - вампиры...

Сегодня образ вампира, благодаря его литературному и кинематографическому продвижению, превращается в кумира тинейджеров (и "застрявших" в подростковых переживаниях кидалтов). Почему же этот изначально пугающий образ становится для молодежи и подростков притягательным?
Первая причина - рост инфантильности. Отсюда "пережитки детства", навязчивое "перемалывание" детских страхов и связанных с ними "страшилок". Таков же и один из рецептов популярности триллеров, пробуждающих фантазию и мечты оказаться на месте героев "страшных" историй (отождествление).
Вторая причина молодежной популярности темы вампиризма - отражение ее запретности. Ведь табуирование, как известно, привлекает внимание и пробуждает влечение, согласно известному принципу: "Запретный плод сладок".
По мнению американского философа Роберта Эрпа, феномен популярности "вампирской" темы связан с ее гомосексуальными ассоциациями, с иллюзиями и мифами, создаваемыми вокруг этой темы в обществе. В самом деле, по мнению меньшинств (aka "вампиров"), общество их недостаточно принимает (запреты и гонения...). По мнению же их противников, поведение меньшинств, "втягивание" новых адептов (как и у "вампиров") угрожает обществу.
Но есть и еще один аспект запретности "вампиризма", наркологический... Ведь "питье крови" ассоциируется с наркоманией - тут и экстаз, получаемый от употребления "продукта", и "особые силы", которые он якобы дает, и "голод" (абстиненция, в просторечии - ломка).

Бояться, чтобы развлекаться: Хеллоуин, или Вампиры-3




Вопрос от ИБО №10

суббота, 30 октября 2010 г.

Краеведческие указатели

Официально. Об указателях, созданных в информационно-библиографическом отделе.
В помощь читателям на основе фондов ЦБС ежегодно создаются библиографические указатели и списки литературы на актуальные темы, например: «Психологический тренинг», «Семья: проблемы трудных детей», «Арзамасцы – Герои Советского Союза», «Нижегородское ополчение 1612 г.» и др. Выпускается ежегодный календарь знаменательных дат.

В 2007 г. проект "Создание библиографического указателя "Патриарх Сергий (Страгородский)" стал победителем городского  конкурса  инновационных проектов в области культуры "Творческая инициатива-2007".

Патриарх Сергий (Страгородский): библиогр. указатель/ сост. Е.В.Ямщикова; компьют. дизайн Т.В.Захарова.- Арз., 2007.- 24 с.
К 140-летию Сергия Страгородского. Включает в себя биографическую справку, список трудов Страгородского, материалы о нем из книг и журналов.

Краеведческие пособия:


А.В.Ступин и арзамасская школа живописи: библиографический указатель / сост. Е.В.Ямщикова. – Арзамас, 2002. – 10 с.
Указатель имеет целью раскрыть фонды ЦБС, посвященные жизни и деятельности академика Ступина и его учеников. Состоит из нескольких разделов:
1) энциклопедии и др. справочные издания о Ступине и арзамасской школе живописи;
2) книги и статьи;
3) стихи о Ступине;
4) художественная проза о Ступине;
5) Personalia учеников Ступинской школы.
Имеется дополнение «Публикации 2002 – 2003 гг.» Найдено и зафиксировано в указателе 161 источник. Тираж – 15 экз.

Великая Отечественная война. Арзамасцы - Герои Советского Союза: библиографический указатель / сост. Е.В.Ямщикова.- Арзамас, 2005. – 12 с.
Пособие включает в себя 97 записей о наших земляках, совершивших в годы войны подвиги, удостоенные высшей награды страны. В указателе 2 раздела: работы общего характера, освещающие биографии нескольких лиц, и Personalia. Тираж – 15 экз.

Горький в Арзамасе: библиогр. ук. / сост. Е.В.Ямщикова. - Арзамас, 2008. – 18 с.
Рекомендательный указатель для школьников и студентов о ссылке Горького в Арзамасе в 1902 году. С приложениями.

Декабристы-нижегородцы: библиографический указатель / сост. Е.В.Ямщикова. – Арзамас, 2006. – 20 с.
Указатель описывает 131 источник об участниках декабристского движения, имевших отношение к Нижегородской губернии. Состоит из 2-х разделов: работы общего характера и Personalia. Тираж – 15 экз.

Если быть, то быть первым: библиографический указатель / сост. Н.Г.Комаровецкая. – Арзамас, 2003. – 16 с.
Указатель создан к 100-летию со дня рождения В.П.Чкалова. Отражает все имеющиеся в ЦБС источники о легендарном летчике. Материал сгруппирован по разделам:
1)    энциклопедии и др. справочные источники;
2)    общие работы о Чкалове;
3)    краеведческие материалы о Чкалове;
4)    Чкалов в художественной литературе;
5)    Чкалов в искусстве;
6)    Музей Чкалова;
7)    именем Чкалова названы.
Описано 130 источников.  Тираж – 15 экз.

Летописец земли арзамасской: библиографический указатель / сост. Н.Г.Комаровецкая. – Арзамас, 2006. – 4 с.
Пособие создано к 150-летию со дня рождения Н.М.Щеголькова, краеведа и общественного деятеля Арзамаса. Включает в себя 21 запись. Снабжено краткой биографической справкой. Тираж – 15 экз.

Монастыри Нижегородской области: библиографический указатель / сост. Н.Г.Комаровецкая. – Арзамас, 2006. –36 с.
Указатель включает книги и статьи по истории, современному состоянию, архитектуре и хозяйственной деятельности православных монастырей Нижегородской области (всего 269 источников). Представлена литература общего характера и об отдельных монастырях Нижнего Новгорода, Нижегородской области, Арзамаса. Тираж – 15 экз.


Нижегородское ополчение 1612 года: библиографический указатель / сост. Н.Р.Наседкина. – Арзамас, 2006. – 18 с.
Книги, статьи из сборников, журналов и газет вошли в указатель «Нижегородское ополчение», созданный в связи с возросшим вниманием к теме. Пособие состоит из следующих разделов: общие работы; Personalia (Минин, Пожарский); Нижегородское ополчение в художественной литературе; Нижегородское ополчение в произведениях искусства; 4 ноября – День народного единства. Временной охват документов с 1939 по 2006 г. Количество записей – 202. Тираж – 15 экз.

Предметно-именной указатель к книге П.В.Еремеева «Арзамас-городок» / сост. Е.В.Ямщикова. – Арзамас, 2004. – 32 с.
Указатель создан в целях более полного раскрытия содержания книги. Тираж 15 экз.

Предметно-именной  указатель к книге Н.М.Щеголькова «Исторические сведения о городе Арзамасе» / сост. Е.В.Ямщикова. – Арзамас, 2001. – 32 с.
Книга Щеголькова – наиболее информативный источник по краеведению, поэтому крайне необходимо донести до читателей даже самые незначительные факты из истории города, приведенные в ней. Эту цель и преследовало создание данного указателя. Тираж – 15 экз.

Шестой день рождения. 2004

2004 г. Неофициально.
 ИБО представило свои достижения:
"За 6 лет работы:
·                   У нас «справились» 95 605 человек, т.е. практически каждый житель Арзамаса;
·                   Мы написали 140 233 карточки, т.е. примерно 70 каталожных ящиков;
·                   Мы провели 103 библиографических урока и несчетное количество консультаций у каталога, существенно понизив библиографическую неграмотность населения;
·                   Мы создали и ведем 11 картотек, которые нужны не только читателям, но и вам для составления циклов выставок, обзоров… Etc…
·                   Мы постоянно заняты хозяйственной работой: утренняя «попойка» и обед немыслимы без нашей главенствующей роли, а уж если Наташенька утром не поставит чайник, все останутся невыпивши и даже не поймут, почему;
·                   Мы «подарили» населению Арзамаса …дцать2  ручек, карандашей и прочих канцтоваров;
·                   По совместительству, но даром мы работаем как справочный отдел: как пройти в ОИ? Как записаться в библиотеку? Где сделать ксерокопию? Где купить бланк для налоговой инспекции? Как найти туалет?  Etc… Etc… Etc…
·                   Мы провели дней рождений – 5. Ох!..
·                   Мы переставили мебель по дури и из-за текущего потолка… много раз.

Гордитесь нами! Лучшего ИБО и лучшего СБА вы не найдете (по крайней мере в Арзамасе и окрестностях). Жаль, не ценят". 

Четвертый день рожденья. 2002

Именно на четвертый день рожденья из ИБО была похищена главная святыня - ББК Переговоры с террористами шли несколько дней.

Вопрос от ИБО №9


пятница, 29 октября 2010 г.

45 лет назад в Арзамасе открылась центральная детская библиотека им.А.П.Гайдара

Рассказывает Е.И.Веселова:
История библиотеки берет свое начало с 30-х годов прошлого века. До 1937 года существовало детское отделение при взрослой районной библиотеке  на улице Коммунистов, 21.
В 1935 году библиотеку посетил Аркадий Гайдар, который ответил на многочисленные вопросы читателей и подарил библиотеке 3 экземпляра книги «Военная тайна». Одна из книг хранилась в библиотеке до конца ХХ века, а затем была передана в литературно – мемориальный музей А.П.Гайдара.  
Осенью 1937 года детское отделение получила статус городской детской библиотеки.
В 1948 году исполком Арзамасского городского совета депутатов трудящихся  принимает решение о присвоении имени писателя Гайдара А.П. городской детской библиотеке.
Пионеры и комсомольцы города и района с радостью восприняли весть о строительстве  на средства комсомола библиотеки – музея А.П.Гайдара. По их инициативе в школах был объявлен месячник по сбору металлолома и макулатуры в фонд ударной стройки, которая приняла всесоюзное значение.
В 1965 году строительство библиотеки – музея, которое велось руками молодых арзамасцев было завершено. Это было прекрасно спроектированное светлое здание из кирпича и бетона. 29 октября 1965 года в день рождения комсомола юные горожане получили свой «храм» книги. Почетными гостями на открытии библиотеки были секретарь горкома КПСС В.Н.Селивончик, секретарь городского комитета ВЛКСМ г. Арзамаса М.Ф.Балакин, представитель Центрального комитета ВЛКСМ А.Кудряшова, жена А.П.Гайдара Дора Матвеевна. В адрес библиотеки и ее читателей пришли поздравительные телеграммы от детского писателя Льва Кассиля, сына Гайдара – Тимура, секретариата Союза писателей СССР, работников Центрального Дома детской книги.

Множество самых разных  и дорогих сердцу подарков  принимали арзамасцы. Так, например, московские ребята привезли дубок из Ясной Поляны, где жил Лев Толстой, яблоньку и березку с родины С. Есенина с автографом сестры поэта, березку и клены с родины М.Ю. Лермонтова, семена каштанов и землю из Канева, где погиб и похоронен Аркадий Гайдар, прислали деревца так же лауреаты Ленинской премии скульптор С.Т.Коненков и академик Скрябин. Все деревья были посажены под окнами библиотеки.
В этот день ребята собрали и подарили тысячи книг любимой библиотеке. Юбилейное издание полного собрания сочинений великого кобзаря Украины Т.Г. Шевченко с надписью «Землякам А.Гайдара от потомков Кобзаря» привезли каневцы. Порадоваться вместе с арзамасскими детьми новой библиотеке приехали гости из разных уголков Советского Союза.



"Похождения скверной девчонки"

     Вот так у меня всегда: посмотрю кино, хочу его обсудить, прочитаю книгу, страстно желаю всем о ней рассказать. Но, к сожалению, талантом публициста я не обладаю. Поэтому привожу здесь статью журналиста "Московского комсомольца" Веры Копыловой "Дон Жуан с оливковой кожей" (Московский комсомолец, №56 (16.03.07):
"Похождения скверной девчонки” — первый в России легальный роман испанского писателя Марио Варгаса Льосы. Все предыдущие переводы были ворованные — права на Варгаса Льосу куплены лишь сейчас. Кстати, то же самое случилось с Гарсиа Маркесом, то врагом, то другом Льосы. Они писатели одного уровня и примерно одного возраста, их читает весь мир. Литературное агентство, владеющее правами обоих испанских гениев, не получило от России ни копейки, в смысле ни центима. Хотя кто у нас не читал “Сто лет одиночества” Маркеса? И вот теперь вышел роман Варгаса Льосы, который мгновенно можно перенести из современности в классику.
Чем отличается великий писатель от невеликого, забавно корчащегося в забавных муках творчества? Всеохватностью. Открываешь “Похождения скверной девчонки”. Подумаешь, испанец, Перу, неужто он сумеет заинтересовать своими испанскими делами? А в книге — целый мир, целый век и целая жизнь. Разные города, люди, история, социум, боль человеческая и, конечно, любовь — все под одной обложкой. С этим романом — как в детстве; открываешь обложку, и в голове распахиваются двери в мир.
“Похождения” — это настоящая история любви, которая водоворотом засасывает в себя все, что происходит вокруг. Она начинается с детства, и, судя по количеству страниц, можно догадаться, сколько тебе осталось до старости. Не тебе, конечно, а герою. Роман — как апельсин: круглый, закольцованный, гладкий. Всю дорогу ты его чистишь, ощущая запах и угадывая вкус. Прочтя книгу целиком, апельсин начинаешь пережевывать. Кстати говоря, написана современная история Дон Жуана в юбке! “Похождения” созданы по канонам чуть ли не XVIII века — века классических романов и всяческих похождений и жизнеописаний. Все гениальное просто и сделано из останков прошлого.
Первая глава написана в ритме мамбо, под который главный герой Рикардо и та самая “скверная девчонка” еще детьми отплясывают на перуанских площадках. “Хэй, мамбо!” Тогда имя скверной девчонки, сногсшибательной красавицы, — Лили, и по национальности она чилийка. Когда выяснилось, что никакая она не чилийка, не иностранка, она надолго исчезла из жизни Рикардо. Казалось бы, навсегда.
“С тех пор как я себя помню, я мечтал жить в Париже. Возможно, виной тому были мой отец и книги Поля Феваля, Жюля Верна, Александра Дюма…” И мечта героя — “умереть от старости в Париже”. Итак, Париж! В роман даже поместилось самое известное стихотворение в мире о Париже — “Под мостом Мирабо” Аполлинера. В этом городе Рикардо прошел путь, называемый жизнью.
Второй раз прекрасная чилийка, которую Рикардо, скромный начинающий переводчик, никак не может забыть, появилась под именем “товарищ Арлетта” и под знаменем революции в Перу. “Кожа у нее была нежная и прохладная, с оливковым оттенком. Я читал ей на ухо поэму Пабло Неруды “Свадебные мотивы” и, запинаясь, нашептывал слова любви. Она же слушала меня, как внимают шуму дождя. Это была самая счастливая ночь в моей жизни”. Он называл ее скверной девчонкой, а она его — пай-мальчиком…
Она появляется и исчезает, ни разу не признавшись ему в любви, в поисках очень богатого мужчины, пропадая на многие годы. Вокруг него бурлит жизнь, в родном Перу загибается революция, а во всем мире уже другая революция — сексуальная, кругом хиппи и свободная любовь. Только неожиданные появления скверной девчонки — закономерность. Она меняет имена, национальности, документы и мужей… Пока не становится жертвой извращенца — главы японской мафии. Ее искореженное тело лечит все тот же Рикардо. Когда она вновь исчезает, он едва не топится под тем самым мостом Мирабо:
Под мостом Мирабо вечно новая Сена.
Это наша любовь
Для меня навсегда неизменна,
Это горе сменяется счастьем мгновенно.
Наконец, обоим под 60. Она появляется в последний раз — больная раком неизлечимо. И заканчивает жизнь на его руках.
Каждая глава называется характеристикой какого-либо друга Рикардо — про нее ни слова. И каждая глава начинается так неожиданно и такими новыми в жизни событиями, что пальцами ощущаешь время — как оно течет и как уносит старое. Так заинтересовать довольно банальной историей любви надо суметь. Надо уметь вдохнуть в бумагу разные страны и события. Надо уметь брести по грани между сценой секса и сценой любви. Не скатиться ни разу к пошлости — самая вольная фраза романа: “Телевизор для меня — отличное слабительное”. Надо знать, что чувствует вернувшийся на родину после многих лет и сидящий возле умирающего друга. И уметь увидеть Нотр-Дам “окутанным розовой дымкой”.

М.Варгас Льоса - что есть в нашей библиотеке

М.Варгас Льоса - нобелевский лауреат по литературе 2010 года.
Что есть в нашей библиотеке ?

Произведения М. Варгаса Льосы
1. Варгас Льоса, М. Война конца света: роман/ М. Варгас Льоса.- М.,1987.- 604 с.
2. Варгас Льоса, М. Воскресный день: рассказ // Иностр. лит.- 1969.- №10.- С.140-150.
3. Варгас Льоса, М. Город и псы: роман/ М. Варгас Льоса.- М., 1965.- 312с.
4. Варгас Льоса, М. Литума в Андах: роман // Иностр. лит.- 1997.- №3.- С. 50-179.
5. Варгас Льоса, М. Рота добрых услуг: романы/ М. Варгас Льоса.- Спб., 1993.- 575 с.
6. Варгас Льоса, М. Тётушка Хулия и писаки: роман // Иностр. лит.- 1979.- №11.- С.125-192; №12.- С.119-203.

Литература о нём1. Варгас Льоса, М. «Я воплощённое противоречие»:[беседа с писателем; из нем. журнала «Шпигель»] // Лит. газета.-1996.- 30 окт.- С.7.
2. Диксон, Д. Фантазии в стиле реализма // За рубежом.- 1998.- №37.- С.14.
3. Зайцев, П. «Город и псы» // Рос. газета.- 2010.- 8 окт.- С.9.
4. Зенкин, С. Жизнь и смерть утопии // Иностр. лит.- 1988.- №8.- С.239-241.
5. Костырко, С.Автопортрет на фоне юности // Лит. обозрение.-1980.- №12.- С.71-73.
6. Кочеткова, Н. Нобелевка вручена за гражданскую позицию // Известия.- 2010.- 8 окт.- С.15.
7. Кутейщикова, В. Анатомия бесчеловечного общества (Перуанская действительность в творчестве Марио Варгаса Льосы) // Кутейщикова, В. Новый латиноамериканский роман/ В. Кутейщикова, Л. Осповат.- М.,1980.- С.287-331.
8. Мельников,Н. Жестокий реализм Марио Варгаса Льосы // Иностр. лит.- 2004.- №5.-С.257-260.
9. Надъярных, М. История с живым действием // Лит. обозрение.- 1988.- №5.- С.75-76.
10. Померанцев, Д. Фобии, мании и фетиши // Иностр. лит..- 2008.- №12.- С.245-248.

Вопрос от ИБО №8


четверг, 28 октября 2010 г.

Руководство по эксплуатации ИБО

Неофициально.
В 2000 г. в ИБО появилось обращение:

Дорогие, любимые!
1 ноября - день рождения нашего отдела, с чем мы вас и поздравляем!
Нам 2 года. Мы живы, здоровы, полны идей и оптимизма.
Для вашего и нашего удобства мы предлагаем ""Руководство по эксплуатации ИБО".

Примечание: Только для посетителей, обладающих чувством юмора.

Ваш информационно-библиографический отдел.




P.S. В 2000 г. мы НИЧЕГО не знали о компьютерах.

Вопрос от ИБО №7

среда, 27 октября 2010 г.

Сказ про библиографа Валентину Александровну и ее работу

Неофициально. Из летних архивов.

Был у администрации один библиограф, да такой проказник -просто беда! Надоел он администрации. Отвела она его на второй этаж да там и оставила.
Бродил-бродил  библиограф  среди  стеллажей  и  каталогов,  а навстречу   ему  читатель,   увидел   он   библиографа   и   дивуется: «Сколько лет в библиотеку хожу, а этакого зверя не видел». Поклонился библиографу и спрашивает:
- Скажи, красна девица, кто ты такая? Как тебя по имени звать ?
А библиограф косу подколола, очки поправила и говорит:
- Я из потайных низов палат царских библиограф Валентина свет Александровна.
- А подбери-ка ты мне литературу на тему: «Дочь Петра Великого Инесса Арманд как участница Олимпийских игр древних греков в XX веке».
Что делать? Подобрала Валентина Александровна литературу...
Идет   дальше,   навстречу      другой   читатель,   давно   с   ней знакомый.
- Рад Вас видеть, Валентина Александровна! Не составите ли мне список сплетен, что за последний год в нашей прессе напечатали ?
Составила Валентина Александровна и этот список... Забрела она в читальный зал, а там ей и говорят:
- Уж    помогите    нам,     Валентина    Александровна,     книги пролистать-починить, фонд расставить-переставить, стеллажи принести-подвинуть.
Помогла Валентина Александровна и читальному залу...
Доплелась она до своего отдела, а там ей и говорят:
- Вот, Валентина Александровна, карточек мы Вам написали - вагон и маленькую тележку - расставляйте!        
Расставила она карточки, а потом села и запела:
Выйду на улицу - сил уж нема.
Работа большая свела меня с ума!
Не буду работать - в отпуск уйду,
Дома закроюсь, там отдохну!
И ушла Валентина Александровна в отпуск...
Читатели плачут-плачут, Ибушки плачут- плачут, читалка плачет-плачет... А Валентина Александровна сидела-сидела дома да и опять петь начала:
Матушка родная, дай воды холодной,
Сердце мое так и кидает в жар.
Долго была я в своем отпуску,
На работу, думала, век не пойду!
А теперь под утро аж пятки горят -
Ножки мои на работу хотят;
Я в библиотеку к девкам пойду.
Теперь за всех работать смогу!
И вернулась Валентина Александровна из отпуска...
Вот и сказочке конец, дочитал кто - молодец!

Официально.
Валентина Александровна Ганкова работала в ЦГБ им.А.М.Горького с 1961 г., с конца 80-х - главным библиографом (единственным!).  В информационно-библиографическом отделе с 1998 г. по 2000 г.  


Вопрос от ИБО №6


вторник, 26 октября 2010 г.

воскресенье, 24 октября 2010 г.

Вопрос от ИБО №3


О картотеках ИБО

Информационно-библиографический отдел располагает достаточно большим по объему справочно-библиографическим аппаратом (СБА): краеведческий каталог и 10 картотек: 
- систематическая картотека статей (СКС). Объем – около 110 000 карточек, расставленных в хронологическом порядке. Включает библиографические описания статей из журналов, газет, сборников, глав и параграфов из книг. Организована по ББК.
- PERSONALIA. Объем – около 120 000 карточек. Включает библиографические описания книг и статей, расположенных в алфавите фамилий персон, внутри – в алфавите авторов.
- поэтическая. Объем – около 20 000 карточек. Включает библиографические описания стихов. Расстановка карточек – тематическая, внутри – алфавит авторов.
- страноведческая. Объем – около 10 000 карточек. Организована по частям света, внутри в алфавите стран, далее – обратная хронология; раздел «Города» - в алфавите названий городов. Включает библиографические описания частей книг и статей из периодических изданий.
- литературоведческая. Объем – около 8 000 карточек. Вычленена из СКС, структурирована особым, отличным от СКС, образом. Выделены разделы: «Темы художественных произведений», «Жанры», «Литературные группы», «Стили и направления в литературе » и др. Включает библиографические описания из сборников, главы и параграфы из книг, материалы из периодики. Организована в обратной хронологии.
- художественных произведений. Объем – около 50 000 карточек, расставленных в алфавите авторов и названий. Включает библиографические описания журнальных публикаций  художественных произведений и их названий.
- цитат.  Объем – около 4 000 карточек. Фактографическая. Цитаты сгруппированы в алфавите терминов, далее – алфавит авторов.
- тестов. Объем – около 2 000 карточек. Тематическая. Карточки расставлены в обратной хронологии; авторские тесты – в алфавите авторов.
- предметная. "Всякая всячина". Объем – около 4 000 карточек. Терминологическая. Включает библиографические описания статей из журналов, газет, сборников. Расстановка – обратная хронология.
- «Организаторам досуга». Объем – около 10 000 карточек. Состоит из библиографических описаний сценариев, игр, викторин, досугов и других развлекательных жанров. Карточки сгруппированы в три больших раздела: «Праздники» (прямая хронология – далее обратная хронология); «Темы» (по ББК, далее – обратная хронология); «PERSONALIA» (алфавит фамилий персон, внутри – обратная хронология). Включает материалы из книг и периодики.

Ежегодное пополнение составляет 15-20 тысяч библиографических записей (БЗ). СБА ведется в соответствие с ГОСТами и на основе библиотечно-библиографической классификации (ББК) нового поколения (2001 - …).

Мои любимые стихи

Помните, в нашем далеком советском детстве (юности, зрелости) издавался такой журнал: "Парус" («Рабочая смена» до 1988 года), публикующий художественные рассказы как начинающих советских, так и всемирно известных зарубежных авторов. Мне его мама выписывала, я его с удовольствием читала, пока какая-то жутко умная мамина знакомая не сказала, что "Парус" - журнал для учащихся ПТУ(а я как-никак в институт собиралась после школы поступать), и мне выписали "Юность". Все эти бесцельно прожитые годы я помнила одно стихотворение, в "Парусе" опубликованное. Автор - Дмитрий Растаев. Вот послушайте:

Вопрос от ИБО №2


суббота, 23 октября 2010 г.

До дня рождения ИБО осталось...

Одной из традиций центральной библиотеки им.А.М.Горького является День рождения ИБО (информационно-библиографического отдела). Каждый год подготовка и День рождения проходят по-разному. Отдел создан 1 ноября 1998 г. Заведующей ИБО с 1998 г. является Елена Викторовна Ямщикова. Слово ей:


Библио-S-путник: Летопись Четвергов

Библио-S-путник: Летопись Четвергов: "Каждая среда проходит у нас как день ответов на вопрос: «А завтра Четверг будет?». Коллеги спрашивают друг у друга, звонят мне, второму за..."

О полезных материалах из "Библиотеки в школе"

Недавно брали у меня на филиал читать газету «Библиотеку в школе» за 2010 г. (те номера, что были тогда на месте). Газеты вернулись с аккуратными закладками. Я знаю, что эти библиотекари «БШ» читают от корки до корки. Но закладки – это то, что нужно перечитывать и использовать. Поэтому я решила обратить и ваше внимание на то, что отобрала детский библиотекарь-практик.
·                   Дементьева Л. Дневник одной программы (БШ, №1). О библиотечной программе «Мое внеклссное чтение».
·                   Кобзаренко А., Дзюба Н. Электронный каталог как основа информационной системы библиотеки (БШ, №2). Меня как методиста, призывающего к активному использованию технологий, такое внимание радует.
·                   Новая детская литература: какая она? Отвечает писатель Валерий Воскобойников (БШ, №5).
·                   Год учителя. Год Соловейчика. Советы газеты «Первое сентября» из ежедневника учителя (БШ, №6 и №8).
·                   Глинкина Е. Откройте двери WEB 2.0 (БШ, №6). Ура! Это как раз про библиотечные блоги!
·                   Макарова Е. Как мы читали Джанни Родари. Чтение детское и недетское (БШ, №8).
·                   Андреева М. Двадцать вопросов про ту войну (БШ, №9).
·                   Козловская с. «Человек с молоточком». Разговоры с Антоном Павловичем Чеховым (БШ, №9).
·                   Сальникова Е. Секрет бессмертия от Джанни Родари (БШ, №9).
·                   Эркева Г. Читает все село (БШ, №9).
·                   Эркаева Г. Записки библиотекаря (БШ, №9).

пятница, 22 октября 2010 г.

"Цветов таинственная сила"

19 октября в библиотеке-филиале №6 проходил вечер «Цветов таинственная сила». Цветам поклоняются, их красоту воспевают, цветы можно встретить на гербах многих стран. Всем известны цветы – символы любви и благополучия, цветы – символы печали. Вместе с ведущими вечера – библиотекарями Н.Л.Поруновой и Н.В.Исаевой – участники вечера вспомнили легенды о цветах, исполнили песни с «цветочными» названиями, участвовали в викторине. Узнали о том, как проходят цветочные шоу, карнавалы и праздники цветов.

Многие почему-то относятся с предубеждением к букетам из сухих цветов (мол, это – мёртвая красота). Возможно, если речь идёт о сухом букетике, купленном в магазине, он и будет выглядеть мёртвым. А вот цветы, выращенные своими руками, подобных мыслей обычно не вызывают. В этом убедила всех постоянная читательница библиотеки Таисья Анатольевна Кащеева.

Она поделилась хитростями выращивания сухоцветов и обращения с сухими букетами. Кстати, по преданиям, колючки (ворсовальные шишки) отгоняют злых духов и нечистую силу.
Участниками мероприятия стали члены городского общества инвалидов.

Отдых библиотекарей. Ичалковский бор

Пост от Елены Ивановны Веселовой.
Для того чтобы прекрасно отдохнуть, совсем не обязательно мотаться «за тридевять земель». Прямо под боком, в 70 км от Арзамаса расположен знаменитый  Ичалковский бор с карстовыми пещерами. Десятки раз проводя краеведческие игры и обзоры,  я рассказывала читателям о заповедных местах Нижегородской области, черпая сведения из книг. Но, как говорят, лучше семь раз увидеть, чем один раз услышать. Уговорив мужа  и прихватив ребенка, в один знойный выходной  мы поехали посмотреть на знаменитый бор.
На улице было близко к 40º. В машине без кондиционера и того больше. Но добрались…
Первое впечатление – таких огромных деревьев не бывает. Рядом с ними чувствуешь себя маленькой и слабой.  Кажется, что высота некоторых сосен достигает 100 метров. Сразу же испытываем небольшое облегчение, в тени   чуть прохладнее. При входе в бор, меня поразил огромный муравейник, более 1,5 метра в высоту.
Мы ходили без снаряжения, и поэтому в самые глубокие пещеры спуститься не удалось. Но там где лазили, очень понравилось. Первым делом спустились в «Ледяную пещеру». В этой пещере  холодно (около  0°) - на дне лед, а на сводах иней. После бешеной жары – благодать. Не верится, что стоить сделать 30 шагов  и будет опять  как «в аду на сковородке».
И тут нам, что называется,  «подфартило». Встретилась группа бывалых туристов с опытным гидом. Вот бы этому гиду дать часок эфирного времени. На ближайшие  выходные вся бы Нижегородская область бродила по пещерам.
От него мы узнали, что в   стенах Старцевой ямы есть три полутёмных грота, в  одном из которых жили старцы-пустынники, скрываясь от людей. По верёвке доверенный человек спускал отшельнику пищу и воду. Самый крупный провал Кулёва яма имеет в длину 200 м и глубину 25 м. По преданию, в нее сбрасывали в кулях тела тех, кого не хоронили на кладбищах – самоубийц  и преступников.
На мой взгляд, самая шикарная и красивая - Безымянная пещера. Чем-то она напоминает заброшенный старинный замок. Чтобы попасть в его таинственные залы, необходимо сначала пройти по узкой, полуразрушенной перемычке, прозванной местными жителями «Чертовым мостом»
В Студенческой пещере, на небольшом квадратном камне, мы, как и многие другие туристы оставили записку с пожеланиями.
Мы  бродили  по прекрасному и полудикому бору, карабкались  по крутым стенкам провальных ям, проникали в подземные гроты и пещеры и на какое–то время просто поверили, что  находимся  не в центре Нижегородской области, а  в Карпатских или Кавказских горах.
Только вернувшись в машину, стало ясно, что мы настолько были увлечены пещерами и приключениями, что  забыли о фотографиях. Наш бедный цифровик  все это время просто пролежал в кармане. На память о карстовых пещерах остался всего один снимок на телефоне, сделанный в самом начале. Спасибо любимому Интернету за предоставленные фотографии.

четверг, 21 октября 2010 г.

среда, 20 октября 2010 года, 09.45

Всё позволеноСергей Беляков, Екатеринбург Всё позволено
«Литература online»: классики и Уголовный кодекс
Любого русского классика в наши дни посадят в тюрьму. По 282-й статье. Первым сядет Николай Васильевич Гоголь. Ему компанию составят Достоевский, Пушкин, Лесков. Ни современная русская, ни современная западная литературы не подарят человечеству новых гениев. Подробнее



"Бабушка моей мечты"

От Елены Романовны Балихиной:
Две конкурсные программы «Бабушка моей мечты» проведены в  библиотеке-филиале №5. Участники – учащиеся 2 «В» и 2 «А» классов МОУ СОШ № 10 и их мамы и бабушки. Мероприятия начинались с концерта, который ребятишки подготовили для своих бабушек: стихи, инсценировка «Разговор 2-х бабушек», песенки под фонограмму.
В каждом конкурсе принимают участие 4 бабушки, выбирается жюри. Знакомство с конкурсантками происходит во время рассказа внуков «Моя бабушка самая лучшая…» (домашнее задание). И дети, и взрослые с удовольствием принимают участие в весёлых конкурсах: «Накорми бабушку», «Аукцион песен», «Сказочные телеграммы», «Платочный полустанок».
Сюрпризом для всех стало появление Красной шапочки (библиотекарь Камерилова О. Н.), заблудившейся в лесу и совершенно «случайно» оказавшейся в библиотеке. Она угощает гостей пирожками, все вместе дружно определяют их начинку. Внуки помогают бабушкам отгадать, какая крупа находится в мешочках у Красной шапочки. Завершает программу конкурс «Волшебный клубочек».
Жюри подводит итоги: «Все бабушки успешно справились со всеми заданиями и достойны звания «Супербабушка». Конкурсантки награждаются почётными грамотами (из числа библиотечного «самодела»).
Взрослые -
Стоит лишь
к ним приглядеться,
и сразу увидишь,
как много в них детства.
И в папе, и в маме,
и в строгом прохожем,
и в стареньких дедушке
с бабушкой – тоже.
Особенно это заметно бывает,
когда они что-нибудь,
вдруг, разбивают,
когда покупают
обновку с получки,
когда получают подарок
от внучки.
Они и смеяться умеют,
как дети.
Но все они взрослые –
взрослые эти.
И тем
отличаются от детворы,
что времени мало у них
для игры.
(А.Мовшович)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.