Библиотечный блог методиста

четверг, 19 мая 2011 г.

Сайт Олега Павлова: "Книги - это книги"

В 2002 го­ду в Мос­ков­ском го­су­дар­ст­вен­ном уни­вер­си­те­те был со­здан один из пер­вых ли­те­ра­тур­ных пор­та­лов «Рус­ский пе­ре­лёт», ку­да при­гла­си­ли со­труд­ни­чать Оле­га Пав­ло­ва. Так по­яви­лась его пер­вая стра­ни­ца в Се­ти. По­том стра­ниц ста­ло очень мно­го – и воз­ник­ла идея све­с­ти всю ин­фор­ма­цию во­еди­но.


«Я по­нял, как это на­до де­лать, до­воль­но бы­с­т­ро, – рас­ска­зы­ва­ет пи­са­тель. – Сде­лал сайт и вёл мно­го лет сам. Ког­да это на­до­ело – про­дал за боль­шие день­ги. До это­го от­ка­зы­вал­ся, но тог­да со­гла­сил­ся. Сей­час есть ми­ни­маль­ная офи­ци­аль­ная стра­ни­ца, ни­чья по­мощь мне с ней не нуж­на».

Су­ще­ст­ву­ю­щий ны­не сайт «Про­за Оле­га Пав­ло­ва» (opavlov.orc.ru) труд­но на­звать пер­со­наль­ным се­те­вым ре­сур­сом ав­то­ра – на­столь­ко в нём ма­ло от сло­ва «пер­со­на». Здесь нет ни тра­ди­ци­он­но­го жиз­не­опи­са­ния, ни но­во­стей, ни твор­че­с­ких пла­нов, ни об­ще­ния с чи­та­те­ля­ми. Толь­ко кни­ги и све­де­ния о них. Пи­са­тель по­ст­ро­ил вир­ту­аль­ный дом для сво­их гос­тей, но сам ре­шил в нём не жить.

Дом от­ли­ча­ет­ся ори­ги­наль­ной ар­хи­тек­ту­рой: вся ин­фор­ма­ция ор­га­ни­зо­ва­на не по тра­ди­ци­он­ным ру­б­ри­кам, а при­вя­за­на к про­из­ве­де­ни­ям. Каж­дый кейс-бук пре­зен­ту­ет от­дель­ную кни­гу.

Пер­вый кейс – В без­бож­ных пе­ре­ул­ках – по­гру­жа­ет в су­ро­вую ат­мо­сфе­ру пав­лов­ско­го твор­че­ст­ва: бес­по­щад­ность взгля­да на жизнь, трав­мы жиз­нен­но­го опы­та, ду­хо­та и тя­жесть эк­зи­с­тен­ции, дет­ст­во как «пер­вая ра­на, на­не­сён­ная ми­ро­зда­ни­ем»… Про­ник­нуть­ся ат­мо­сфе­рой по­мо­га­ет чёр­но-бе­лая ил­лю­с­т­ра­тив­ная гра­фи­ка Алек­сан­д­ра Смир­но­ва и Ве­ро­ни­ки Пе­т­ро­вой, плюс на­рез­ка из кри­ти­че­с­ких ста­тей и об­зо­ров. Из клю­че­вых слов этих «тек­с­тов о тек­с­те» – прон­зи­тель­ность, ис­крен­ность, глу­би­на, грусть, по­ко­ле­ние, на­блю­да­тель­ность, пси­хо­ло­гизм, ав­то­био­гра­физм, до­сто­вер­ность – скла­ды­ва­ет­ся паззл об­ще­ст­вен­ной оцен­ки про­из­ве­де­ния.

Сле­ду­ю­щий кейс-бук – Степ­ная кни­га – рас­кры­ва­ет про­бле­ма­ти­ку и ме­то­до­ло­гию твор­че­ст­ва Пав­ло­ва. Со­бран­ные здесь ма­те­ри­а­лы да­ют об­щее пред­став­ле­ние об ин­ди­ви­ду­аль­ном сти­ле пи­са­те­ля. Так, Ма­рия Ре­ми­зо­ва рас­ска­зы­ва­ет о сво­е­об­ра­зии по­ве­ст­во­ва­тель­ной ма­не­ры, Ка­пи­то­ли­на Кок­ше­нё­ва де­лит­ся мыс­ля­ми о ме­ло­ди­ке и то­наль­но­с­ти, Алек­сандр Аге­ев от­ве­ча­ет на во­прос о тра­ди­ци­ях и пре­ем­ст­вен­но­с­ти, Па­вел Ба­син­ский рас­суж­да­ет о ху­до­же­ст­вен­ных за­да­чах, ко­то­рые ста­вит пе­ред со­бой ав­тор…

В тре­ть­ем кей­се – Аси­с­то­лия – со­зда­ёт­ся пи­са­тель­ский пор­т­рет Оле­га Пав­ло­ва. Здесь не­мно­го го­во­рит сам ав­тор, но го­во­рит не пря­мо, а от­ве­чая на за­дан­ные в раз­ное вре­мя во­про­сы жур­на­ли­с­тов. Вы­держ­ки из ин­тер­вью скле­е­ны в эс­се-рас­суж­де­ние о ве­ре и люб­ви, са­мо­иро­нии и са­мо­сми­ре­нии, па­мя­ти и во­об­ра­же­нии.

Штри­хи, де­та­ли, ко­ло­рит это­го ав­то­пор­т­ре­та про­ник­ну­ты ка­кой-то не­свой­ст­вен­ной со­вре­мен­но­с­ти ин­то­на­ци­ей, ис­пол­не­ны стран­ной ар­ха­и­ки. Не в оце­ноч­ном смыс­ле, по­ло­жи­тель­ном или от­ри­ца­тель­ном, – но как кон­ста­та­ция. Как ус­лы­шан­ный и за­пом­нен­ный пе­сен­ный мо­тив. А сле­ду­ю­щий да­лее пресс-блок (кри­ти­ка о ро­ма­не) ста­но­вит­ся аран­жи­ров­кой это­го мо­ти­ва.

По­след­ний на се­го­дня кейс-бук – Геф­си­ман­ское вре­мя – от­сы­ла­ет к ис­то­кам пав­лов­ско­го твор­че­ст­ва: как на­чи­нал, на что ори­ен­ти­ро­вал­ся, в ка­ком на­прав­ле­нии раз­ви­вал­ся. Крат­кое опи­са­ние те­ма­ти­ки но­во­го ро­ма­на и си­ту­а­ции его со­зда­ния да­но в об­рам­ле­нии фраг­мен­тов ре­цен­зий и от­зы­вов. От­рыв­ки ото­б­ра­ны и сгруп­пи­ро­ва­ны по то­му же це­ле­во­му прин­ци­пу – дать об­щее це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние о про­из­ве­де­нии и его ро­ли в лит­про­цес­се.

Вот так – от кни­ги к кни­ге – вы­ст­ра­и­ва­ет­ся па­но­ра­ма твор­че­ст­ва пи­са­те­ля. Но не толь­ко. «У каж­дой мо­ей кни­ги своя судь­ба, ну вот и мож­но впол­не по­нять, ка­кая», – ком­мен­ти­ру­ет Пав­лов сво­е­об­ра­зие по­ст­ро­е­ния сай­та. Вы­бран­ный им под­ход – это ещё и спо­соб рас­ска­зать о жиз­ни книг как о жиз­ни за­мыс­лов и идей: ус­ло­ви­ях воз­ник­но­ве­ния, пу­ти к чи­та­те­лю, от­но­ше­нии экс­пер­тов.

При­чём сам ав­тор ни­где не вы­ска­зы­ва­ет­ся пря­мо, ос­тав­ляя сие по­чёт­ное пра­во дру­гим. Не­пуб­лич­ность – ха­рак­тер­ная чер­та Оле­га Пав­ло­ва, впол­не про­явив­ша­я­ся в ло­ги­ке и сти­ли­с­ти­ке пер­со­наль­но­го сай­та.

«Не ви­жу смыс­ла в на­ра­щи­ва­нии вся­кой но­во­ст­ной и рек­лам­ной ин­фор­ма­ции о се­бе, – при­зна­ёт­ся пи­са­тель. – На сай­те есть глав­ное: от­кры­тый до­ступ к мо­им тек­с­там, то есть пол­ные эле­к­трон­ные вер­сии мо­их книг и вся ин­фор­ма­ция, ко­то­рая мо­жет быть ин­те­рес­на чи­та­те­лям в свя­зи с кни­га­ми, а не мо­ей лич­но­с­тью. Этой ин­фор­ма­ции нет. Моя жизнь – это моя ча­ст­ная жизнь. Кни­ги – это кни­ги».

Тек­с­ты про­из­ве­де­ний раз­ме­ще­ны в от­кры­том до­сту­пе: их мож­но ска­чать пря­мо с сай­та в фор­ма­те PDF. Же­ла­ю­щие так­же мо­гут, прой­дя по ука­зан­ным ссыл­кам, ку­пить не­ко­то­рые кни­ги в ин­тер­нет-ма­га­зи­не. По сло­вам ав­то­ра, это ра­ци­о­наль­ные фор­мы встре­чи кни­ги с чи­та­те­лем. Во-пер­вых, по­то­му, что все ти­ра­жи, кро­ме по­след­не­го ро­ма­на, уже рас­про­да­ны. Во-вто­рых, по­то­му, что в эле­к­трон­ных биб­ли­о­те­ках лег­ко нар­вать­ся на тек­с­ты с чу­до­вищ­ны­ми ошиб­ка­ми или в жур­наль­ных ре­дак­ци­ях, ко­то­рые, по мне­нию пи­са­те­ля, не точ­ны.

Свя­зать­ся с Оле­гом Пав­ло­вым мож­но по ука­зан­ной на сай­те эле­к­трон­ной поч­те или че­рез чи­та­тель­ские со­об­ще­ст­ва на «Facebook» и «ВКон­так­те». На­пря­мую ав­тор ни с кем не об­ща­ет­ся. «Стран­но, ес­ли при­вле­ка­ют вни­ма­ние к те­бе не кни­ги, а что-то дру­гое. Тог­да и ты кто-то дру­гой – а не пи­са­тель...»

Юлия ЩЕРБИНИНА


Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.