Библиотечный блог методиста

среда, 5 октября 2011 г.

Словарь: фасилитация

Давно хочу сделать что-то типа словаря в блоге, заносить полезные, новые или непривычные слова. Но обычно откладывала на потом, потому что не могу определиться, как же лучше сделать. Но сегодня начнем, перед этим словом устоять не смогла.

Слово встретила у методистов Пскова, в презентации о новых форматах обучения библиотечных специалистов. Методистам нужно обязательно познакомиться с материалом!

Немного теории.

Фасилитация - это:
— облегчение взаимодействия внутри группы (от англ. «facilitate» — облегчать, помогать)
— процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников
— процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания
— процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Авторское определение www.btr.ru

Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками. Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются... Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы.
Автор: Людмила Дудорова, мастер фасилитации, бизнес-тренер и консультант по организационному развитию, Консалтинговая компания «Имидж Персонал»

Фасилитация — это помощь нейтральной стороны, задача которой — облегчение взаимодействия внутри группы.
Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками. Он или она являются человеком со стороны и могут сохранять нейтралитет в течение всего времени встречи.
Включается фасилитатор в дискуссию или нет, является он экспертом в обсуждаемой теме или нет — это не так важно, как то, что фасилитатор должен оказать помощь группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников.
Определение www.Trainings.ru

Фасилитация (от англ. facilitate - помогать) - это форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта. Фасилитатор помогает группе, сопровождая поиск решения. Целью работы фасилитационной группы может быть решение любого производственного или бизнес-вопроса, разработка стратегии деятельности компании и др. Фасилитатор направляет работу участников, модерирует результаты и следит за выполнением участниками заданных технологией правил.
Автор: Анатолий Шаульский, бизнес-тренер

Продолжительность мероприятия с использованием фасилитации составляет от 2 часов (мини-формат) до 4 дней (глубокое погружение в проблему).

Примеры задач, при решении которых стоит использовать фасилитацию:
— Задачи, связанные с решением конкретных актуальных проблем.
— Задачи перспективного развития.
—  Задачи по исследованию мнений, фокус группы, тематические «круглые столы» по самым разным направлениям.  

Фасилитацию лучше НЕ использовать, если:
—  Если нужно дать участникам уже готовые знания, рецепты, технологии (в этом случае лучше провести тренинг, мастер-класс, семинар)
— Если нет возможности на оговоренное время мероприятия вывести людей из рутинного рабочего процесса (участники будут постоянно срываться по рабочим делам)
— Если это дань моде, и вы понимаете, что скорее всего не будете поддерживать полученные результаты (исключение – когда мероприятие проводится с диагностической целью, с целью сбора информации, "исследования будущего" или в рамках учебного процесса).

Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.