Марк Сандомирский "Кумиры тинейджеров и кидалтов: Вампиры как метафора"
Пугать людей всякой нечистью - вот способ развлечения, практикуемый в Хеллоуин. Очередной повод вспомнить про "притягательность зла", в частности, в образах вампиров. Почему страшное притягивает?
Гораздо интереснее то, что мы на самом деле в полном праве перенять, по крайней мере, внешнюю сторону праздника, потому что уже давно потребляем продукты массовой культуры Запада. И среди них особое место занимает вампирская тема - фильмы, книги, журналы, концерты.
* * *
Сегодня общества кумиры
И в книгах, и в кино - вампиры...
Сегодня образ вампира, благодаря его литературному и кинематографическому продвижению, превращается в кумира тинейджеров (и "застрявших" в подростковых переживаниях кидалтов). Почему же этот изначально пугающий образ становится для молодежи и подростков притягательным?
Первая причина - рост инфантильности. Отсюда "пережитки детства", навязчивое "перемалывание" детских страхов и связанных с ними "страшилок". Таков же и один из рецептов популярности триллеров, пробуждающих фантазию и мечты оказаться на месте героев "страшных" историй (отождествление).
Вторая причина молодежной популярности темы вампиризма - отражение ее запретности. Ведь табуирование, как известно, привлекает внимание и пробуждает влечение, согласно известному принципу: "Запретный плод сладок".
По мнению американского философа Роберта Эрпа, феномен популярности "вампирской" темы связан с ее гомосексуальными ассоциациями, с иллюзиями и мифами, создаваемыми вокруг этой темы в обществе. В самом деле, по мнению меньшинств (aka "вампиров"), общество их недостаточно принимает (запреты и гонения...). По мнению же их противников, поведение меньшинств, "втягивание" новых адептов (как и у "вампиров") угрожает обществу.
Но есть и еще один аспект запретности "вампиризма", наркологический... Ведь "питье крови" ассоциируется с наркоманией - тут и экстаз, получаемый от употребления "продукта", и "особые силы", которые он якобы дает, и "голод" (абстиненция, в просторечии - ломка).
Комментариев нет:
Отправить комментарий