С 18 марта проходит акция "Арзамасцы против наркотиков". Обращаю внимание на новую книгу, поступившую в методический кабинет ЦБС г.Арзамаса:
Головина, Г.В. Правовые и социально-культурные основы профилактики наркомании в библиотеке: учеб.-метод.пособие / Г.В.Головина, И.А.Савина [, Я.В.Игнатенко]. - М. : Литера, 2012. - 184 с.
В учебно-методическом пособии обоснованы теоретические подходы в исследовании проблем наркомании и здорового образа жизни; рассмотрены международно-правовое регулирование мер противодействия наркотизму и политико-правовая антинаркотическая деятельность государства в контексте социального контроля; выявлено социокультурное наполнение проведения профилактической работы в библиотеке.
Учебно-методическое пособие содержит видеофильмы о проблеме наркомании среди подростков и молодежи, подготовленные Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», мультимедийные приложения по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, включающие лекционный курс антинаркотической направленности, разработанные отделом межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю.
Материалы учебно-методического пособия могут быть использованы в работе библиотек различных уровней, образовательных и культурно-досуговых учреждений, стать основой для разработки социокультурных профилактических программ, предназначенных как для склонных к употреблению наркотиков, так и для наркозависимых молодых людей, а также в области антинаркотического просвещения населения в условиях деятельности библиотек.
Содержание книги:
Глава 1. Теоретические подходы в исследовании проблем наркомании и здорового образа жизни.
1.1. Здоровый образ жизни и формирование культуры здоровья.
1.2. Молодежь с девиантным поведением - группа риска и субъект профилактики наркомании.
1.3. Субкультура наркомании как результат социализации.
Глава 2. Международно-правовое регулирование мер противодействия наркотизму.
2.1. Наркотизм: понятие, сферы проявления, факторы, тенденции и причины распространения.
2.2. Наркотизм как социальная и уголовно-правовая угроза.
2.3. Современное состояние ситуации в области незаконного производства, оборота и потребления наркотиков.
2.4. Организационно-правовые основы борьбы с наркотиками в мире.
Глава 3. Политико-правовая антинаркотическая деятельность государства в контексте социального контроля.
3.1. Правовая природа противодействия наркопреступности, наркотизму и наркомании в Российской Федерации.
3.2. Социально-правовой контроль в системе мер предупреждения и подавления наркотизма.
3.3. Организация антинаркотической деятельности в Российской Федерации.
3.4. Формы и виды профилактической деятельности наркотизма.
Глава 4. Социально-культурное наполнение профилактики наркомании в библиотеке.
4.1. Опыт работы средств массовой информации, клубных учреждений и учреждений библиотечной системы России по противодействию наркомании.
4.2. Профилактика наркомании как предмет интереса воспитательной работы библиотек.
4.3. Тематическая лекция для проведения профилактической беседы о проблеме наркомании и незаконного оборота наркотиков среди подростков и молодежи.
4.4. Молодежная акция «Скажи наркотикам - НЕТ!», посвященная Всемирному дню борьбы с наркоманией.
Несколько цитат из книги.
"Формы профилактической работы в библиотеке: тренинги, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, "круглые столы", праздники, антинаркотические акции и программы и др."
"Обязательным является условие исключения описаний клинической картины наркотического (токсического) опьянения, эйфории, переживаемых под влиянием наркотика..."
По словам автором, в беседах нужно специально останавливаться на:
• способах диагностики состояний наркотического и токсического опьянения, а также наркомании или токсикомании;
• большой вероятности заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С, венерическими болезнями, другими заразными болезнями;
• последствиях правового характера.
"Содержание социокультурных мероприятий по противодействию распространения наркомании для молодых людей разного возраста должно строиться с учетом накопленных ими знаний о наркотиках и формирования отрицательного отношения к ним:
Дети 10-12 лет. Эту возрастную группу интересует все, что связано с наркотиками: действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления ими дети уже слышали, но всерьез угрозу не воспринимают. Сами чаще не употребляют наркотики, с наркоманами знакомы единицы. Знания о наркотиках и их действии отрывочны, ошибочны, получены с чужих слов.
Подростки 12-14 лет. О наркотиках знают немало, в основном из опыта знакомых; многие сведения недостоверны; пробовали наркотики немногие, в основном из любопытства; многие знакомы с потребителями зелья. Опасность злоупотребления недооценивается. Основной интерес проявляют к легким наркотикам; говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие.
Подростки 14-16 лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы:
• употребляющие и сочувствующие - их интересуют вопросы, связанные со снижением риска, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Принятие наркотиков в их среде считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров;
• радикальные противники - «сам никогда не буду и другу не дам гибнуть», большинство членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности;
• группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может приобщиться к их употреблению под влиянием друзей.
Подростки 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся по отношению к наркотикам значительно уменьшается. Качественно изменяются знания о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. Группы употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий по преодолению детской, подростковой и молодежной наркомании.
Профилактическая работа в библиотеке должна основываться на ценностях конкретных возрастных групп подрастающего поколения, а не на декларациях взрослых, вести к эффективной социализации. Действуя в области антинаркотического просвещения в библиотеке, следует избегать тактики запугивания, поскольку она неэффективна. Нецелесообразны разовые антинаркотические мероприятия, поскольку такой подход не дает возможности развивать навыки противостояния наркотикам. Каждому специалисту библиотеки, занимающемуся профилактикой наркомании, необходимо придерживаться стойкой антинаркотической позиции, позволяющей пресекать любые попытки аудитории оправдывать немедицинское употребление наркотических средств".
"Назовем некоторые типичные ошибки антинаркотической работы:
• проводить информационные мероприятия, посвященные психоактивным веществам, для больших молодежных аудиторий. Удержать внимание зала на протяжении такой лекции не сможет ни один лектор;
• пользоваться специальными медицинскими терминами при описании клинических проявлений наркотической зависимости, а также жаргоном или же излишне романтизировать наркотизм (например, фраза «торговцы белой смертью» может вызвать ненужный интерес к наркотикам);
• приводить описание путей получения, изготовления и применения наркотических средств, так как это может послужить дополнительным справочным материалом;
• говорить о распространителях наркотиков, то есть не следует описывать схему вовлечения в наркоманию. Информация сводится к тому, что наркотики распространяются на дискотеках;
• не учитывать социально-психологические и возрастные особенности читателей;
• неподготовленность библиотечных кадров к такой работе;
• отсутствие специализированной методической литературы".
Комментариев нет:
Отправить комментарий