Библиотечный блог методиста

пятница, 6 января 2012 г.

Анна Горенко (Карпа)

6 января 1972 г. родилась русская поэтесса Анна Горенко, жившая в Израиле.  Настоящее имя -  Анна Григорьевна Карпa.  Первые стихи Анны Карпа датируются 1987 годом. В Израиль Анна переехала в 1989 г.
"И, разумеется, она не птичка Сирин или Алконост, а птичка божия. Птичка, что вертит небо. Вертит небо, в котором трехместный самолетик прыгает через заборчик. Это не маленькая израильская поэзия для больших русских, это большая детская поэзия для маленьких взрослых" (Е.Лесин).

***
юннат беспризорный могильщик
ты клеил серебряный гроб
но что мне до смерти я птичка
я зоологический сноб
умелец роскошный курильщик
ты думал я жить не хочу
я жизни не знаю я птичка
я небо верчу

***
я выхожу из провинций моей души
я тотчас вижу сбоку: тело может быть норка птицы
но не летучей а гуляющей и чуть прыгать.
конечно не пестрой.

и таких полезных вещей немало я повстречаю –
домики, послушные травки и другие коряги
по пути к столицам.

***
Где ночь отвесная в падении свободном
ни перьев золотых ни каблуков
там гладь небесная еще надежней водной
смыкается и не дает кругов

второе солнце смерти поднималось
железное над городом Но мы
не слушая его опять пытались
прикрыться пыльною одной полой зимы

одним ее невнятным одеялом
от собственных холодных светлых глаз
вторая стража смерти всё кричала
по имени не забывая нас

Всё отделенное страницею, двумя ли,
всё неопасное невидимо. Усни,
чума идет по улице. Едва ли
после войны ты вспомнишь эти дни

***
дома как стопки детских книг
лежащих поперек
возьми меня с собой на юг
где каменный песок
возьми снеси меня к себе
где легкая вода
смотреть как тихо почему целует никогда

Справка.
90-е годы минувшего века выдвинули целый ряд поэтов, для которых общим свойством оказывается совмещение инфантильных и некротических мотивов. И центральную роль в этом движении играют «молодые разгневанные женщины».
Такова и поэтесса Анна Горенко. В качестве псевдонима она взяла настоящее имя Анны Ахматовой. Поэтика последовательного ухода выделяет Горенко из поэтов ее поколения: для нее характерно не просто сочетание мотивов детства и смерти, но некая констатация «запрещенности» детства (особенно четко прослеживаемая в цикле «Песни мертвых детей» и «Переводе с европейского»).
Характерные приемы письма Горенко – несогласование членов предложения, разорванность синтаксиса, использование однородных структур – создают эффект «трипа», смещения концептов. Этот тип письма характерен для многих авторов наркотической субкультуры, творческие методы которой Горенко воплотила в своей поэтике последовательного ухода.
 Умерла Анна Горенко 4 апреля 1999 года от передозировки героина. Посмертно было выпущено четыре сборников стихов Анны Горенко. (Источник)

"Казалось бы, сейчас уже все предельно ясно: известно, что Горенко умерла в Израиле от передозировки наркотиков. Известно даже – каких. Примерно понятно, что ее жизнь развивалась по сценарию, предопределенному формулой «живи быстро, умри молодым», завещанной молодежной субкультурой 1960-х и подхваченной в нашей стране молодыми неформалами в 1980-х годах. Не жить, а сгорать, с непременным взрывом в конце.
1990-е – время вовсе не в первую очередь «лихое» и «бандитское». Жанр 1990-х – трагедия. В такие эпохи все становятся «людьми фронтира», и героический миф растворяется в воздухе повседневности. Поэтому рок (в обоих смыслах) из культурной периферии превращается в мейнстрим и в modus vivendi для тех, кто чувствует связь со временем и не в силах ее разорвать. Творчество – любое – становится героическим жизнетворчеством, разновидностью обреченности. Творческая способность понимается как деструктивная – для самого творца – сила, ведущая его к гибели и созидающая нечто энергией распада. Да, конечно, в такой установке была и оглядка на европейский и русский модернизм. Недопрожитый Серебряный век стучал как пепел Клааса в сердца поколения 1990-х. И этот стук резонировал с отбивкой ударных культовых рок-композиций" (Е.Вежлян)
Подробнее:
Анна Горенко. Праздник неспелого хлеба. Стихи девяностых годов
Е.Вежлян. Заметки на полях невозможной книги
Д.Соловьев-Фридман. Тело Анны как неконец нерусского Авангарда
Е.Сошкин. От адамова аблока до Адамова языка: территория Анны Горенко
И.Фаликов. Поэзия русской диаспоры


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.