Обещанный доклад "Библиотечные блоги как инструмент продвижения библиотеки в виртуальном пространстве", прозвучавший на семинаре-совещании "Роль библиотеки в формировании местного сообщества" 19 апреля 2012 г. в г.Саров Нижегородской области.
Сегодня, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно позиционировать библиотеки, а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках. Одной из таких площадок являются блог-платформы. Библиотечные блоги пользуются большой популярностью в последнее время, так как они отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия.
Сегодня, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно позиционировать библиотеки, а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках. Одной из таких площадок являются блог-платформы. Библиотечные блоги пользуются большой популярностью в последнее время, так как они отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия.
Библиотечный блог, рассказывающий о происходящем в библиотеке, удобен, когда отсутствует сайт. Но часто получается так, что во всех виртуальных представительствах библиотекари рассказывают о библиотеке и ее мероприятиях.
Для продвижения библиотеки в виртуальном пространстве перспективным направлением я считаю тематические библиотечные блоги, ориентированные на конкретную аудиторию. Ведь, в отличие от сайта библиотеки, блогов может быть несколько и разной тематики. Самое главное, что вокруг блога будет формироваться определенное сообщество людей, объединенных общими интересами. ЦБС г.Арзамаса идет именно по такому пути.
Основное направление блога "Одиннадцатый" - краеведческое. Это виртуальное «лицо» библиотеки-филиала №8 (библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова) г.Арзамаса Нижегородской области, в которой создан уникальный музей арзамасской катастрофы. Блог мы ведем коллективно с сотрудниками библиотеки.
В блоге размещаются материалы, касающиеся ликвидации последствий взрыва (цикл "Арзамасская трагедия в воспоминаниях", "Арзамасская катастрофа в книгах"), многие из них публикуются впервые. Частые темы публикаций - история микрорайона №11, люди, живущие здесь или связанные этим местом ("Мазанов Борис Николаевич", материалы об И.П.Склярове).
Рассказывая о книгах и чтении, в первую очередь мы представляем местных авторов ("П.В.Еремеев "Арзамас-городок", "Новая книга В.Панкратова о митрополите Палладии"). Многие из них живут в микрорайоне №11 или сотрудничают с филиалом №8. Например, пост "В золотом сентябре" Светланы Клюевой": и Светлана Клюева, и Владимир Каляев - жители одиннадцатого микрорайона.
В 2012 г. библиотека начала работу по проекту «Духовное краеведение в виртуальном формате», ставшему победителем общероссийского конкурса «Православная инициатива-2011». В рамках проекта библиотекари совместно с читателями проделали огромную работу по сбору краеведческого материала. Источниками информации стали книги и подшивки газет, видеосюжеты местного телевидения, архивные материалы, воспоминания старожилов. Одним из результатом этой работы стала публикация в блоге виртуальных выставок ("Воскресенский собор. Славные имена", "Арзамасский Алексеевский женский монастырь") и видеороликов о нашем городе ("Соборная площадь - "сердце" Арзамаса", "Под небом высоким").
Таким образом, постепенно от рассказа о микрорайоне мы перешли к представлению материалов, посвященных истории и современной жизни Арзамаса. Благодаря активному сотрудничеству с местными деятелями культуры блог стал площадкой для размещения материалов различного формата, например, видеозаписей авторской программы Оксаны Скляровой из цикла «Арзамасские встречи» ("Арзамасские встречи. О.А.Колобов", "Арзамасские встречи. М.М.Бузин" ) или стихов арзамасской поэтессы Светланы Клюевой ("Светлана Клюева. Родной уголок"). В планах развития блога - привлечение в качестве соавтора одного из арзамасских писателей, проживающих в микрорайоне №11.
Блог "Маматека" - тематический библиотечный блог для мам - является виртуальным продолжением проекта «Материнское чтение», реализованного несколько лет назад на базе библиотеки-филиала №4. К сожалению, наш реальный проект (я была соавтором и одним из участников) не получил развития из-за закрытия библиотеки и ухода большинства ее сотрудников. Но остались материалы и желание заниматься этой темой. Коллега, выступающая в блогах под ником GeorgiNNa, поддержала и стала соавтором "Маматеки".
В "Маматеке" можно найти интересную и полезную информацию, размышления о взаимоотношениях детей и родителей, советы по проведению досуга. Мы не рассказываем здесь о библиотеках или библиотечных мероприятиях, а стараемся незаметно показать, что книги и чтение являются частью нашей жизни. Особенностью блога является то, что почти каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, которая имеется в фонде библиотек. Среди популярных публикаций – "Подросток не хочет учиться - что делать?", "Как оттащить ребенка от компьютера?", "Ехать ли с ребенком на юг: за и против", "Готовимся к Новому году: поделки из бумаги".
Все время существования блога мы пытаемся вовлечь в совместную работу в "Маматеке" детских библиотекарей (изредка получается) и планируем привлечь арзамасских мам для подготовки публикаций.
В "Маматеке" можно найти интересную и полезную информацию, размышления о взаимоотношениях детей и родителей, советы по проведению досуга. Мы не рассказываем здесь о библиотеках или библиотечных мероприятиях, а стараемся незаметно показать, что книги и чтение являются частью нашей жизни. Особенностью блога является то, что почти каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, которая имеется в фонде библиотек. Среди популярных публикаций – "Подросток не хочет учиться - что делать?", "Как оттащить ребенка от компьютера?", "Ехать ли с ребенком на юг: за и против", "Готовимся к Новому году: поделки из бумаги".
Все время существования блога мы пытаемся вовлечь в совместную работу в "Маматеке" детских библиотекарей (изредка получается) и планируем привлечь арзамасских мам для подготовки публикаций.
Приведу еще несколько интересных примеров тематических библиотечных блогов.
- Образцом краеведческого блога является блог мурманской библиотеки-музея Николая Блинова "Роза ветров. Север". «Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат», - говорят ведущие блога Медведь-краевед и Полярная Сова. Северный край, Мурманск и его жители – главная тема материалов блога. Больше всего публикаций здесь на тему литературного краеведения, что неудивительно. В библиотеке действует литературный музей, рассказывающий о писательской династии Мурманска:
- Николай Николаевич Блинов - моряк, писатель-маринист,
- его жена Александра Серапионовна Хрусталева – легенда Мурманска, единственный в стране судовой механик-женщина, писательница,
- их сыновья – Николай и Борис, также связавшие свою жизнь с литературой. Все вместе они написали около 40 книг, главный герой которых - Мурманск.
Среди материалов блога 2012 г. выделяются Интернет-викторина «Морская душа» и материалы читателей, участвующие в межрегиональном конкурсе творческих работ «В фарватере памяти», посвященном 100-летию со дня рождения А.С. Хрусталевой. Подробнее об этом можно узнать в докладе Марины Орешко "Краеведение без границ: опыт межрегионального и межведомственного сотрудничества по реализации культурно-образовательного проекта «В фарватере памяти». Особенностями блога являются наличие «Виртуальной справки» и «Продления литературы-онлайн».
- Блог "EuroLib" - библиотечный блог, созданный в Луганской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького в предверии 14-го Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Турнир будет проводиться совместно Украиной и Польшей и, конечно, луганские фанаты и люди, неравнодушные к футболу, будут следить за данным мероприятием. Как библиотека может помочь болельщикам? В реальной жизни можно было бы стать информационно-туристическим пунктом для гостей, а в виртуале – публиковать разнообразные материалы в блоге для болельщиков. Среди разговора о футболе найдется место и книгам. Кстати, на вопрос «Хотели бы Вы просматривать трансляции футбольных матчей ЕВРО 2012 в стенах Луганской библиотеки им.Горького?» большинство ответило «да». Примеры сообщений блога: «Первые шаги футбола на Луганщине», «Лев Яшин — лучший вратарь в истории мирового футбола», «1000 футболистов… на книжных страницах», «Заря. Сезон 2011_2012. Голы».
Опыт блога для болельщиков хорошо бы взять библиотекам на заметку перед Олимпиадой в Сочи. Эта прекрасная возможность заинтересовать аудиторию, на которую практически не обращают внимания в библиотеках.
- Примером блога в помощь педагогам дошкольных учреждений является блог "Библио-S-путник" (Саров). Тематические посты в помощь дошкольному воспитанию, списки интернет-ресурсов на актуальные темы по запросам сделали библиотечный блог незаменимым источником информации для воспитателей различных регионов. За виртуальным продвижением библиотеки последовало реальное продолжение: налажены официальные связи библиотеки и департамента дошкольного образования Сарова на уровне администраций, были организованы семинары с воспитателями ДОУ, фестиваль творчества дошкольников «Саровский калейдоскоп». В блоге публиковались подборки стихов саровских писателей, положения и другие документы организационного характера.
Востребованность тематических библиотечных блогов доказывается числом комментариев (например, посты «Библио-S-путника» могут собирать до 150 комментариев) и показателями, пока неиспользуемыми официальной библиотечной статистикой (например, посещения за 16 апреля 2012 г. блогов: «Роза ветров. Север» - 211, «Библио-S-путник» - 772).
Сегодня большинство понимает необходимость ведения блогов в библиотеках. Но какие они должны быть? На мой взгляд, от абстрактных библиотечных блогов нужно переходить к тематическим. Давайте говорить в виртуальном пространстве не о том, что «Библиотека сделала...» или «В библиотеке прошло...», а ставить во главу угла наших читателей – реальных или потенциальных, имеющих разнообразные интересы и потребности. Только тогда можно стать для виртуальных посетителей авторитетом, партнером или другом, а, следовательно, способствовать продвижению библиотеки в виртуальном пространстве.
Ирина, очень интересная мысль! Надо её как следует подумать. Вот только, где взять время и силы бедной библиотекарше, когда у неё 40 классов в школе, и она одна? :(
ОтветитьУдалитьЕсли ставить вопрос так, то нужно ли вообще вести "бедной библиотекарше" блоги7
УдалитьЯ в этом выступлении на массовые библиотеки ориентировалась, в которых множество читателей с разными интересами и масса клубов различных направлений, но библиотечные блоги - обо всем сразу. Тематический блог - самый лучший способ привлечь реального читателя и к его чтению, и к совместной работе. А еще способ подчеркнуть "изюминку" самой библиотеки.
Примеров привела мало, так как была ограничена временем выступления.
Ирина, а мы уже не можем не вести блоги, правда, Елена? Время берём из личного, отдыхновенного! Выход вижу в привлечении своих школьных корреспондентов, хочу попробовать, как Вы думаете, это может получиться?
УдалитьДля школьной библиотеки, мне кажется, это прекрасный вариант - с участием ребят. Конечно, получится!
УдалитьМне кажется, это для любой библиотеки прекрасный вариант - ученики-корреспонденты, читатели-корреспонденты...
УдалитьПравда, Evdokia.
УдалитьДля того, чтобы в полной мере руководствоваться интересами наших читателей придется завести не один тематический блог - ведь интересы у всех разные. Если это ЦБС, как у вас, Ирина, то проблем с этим меньше: каждая библиотека ведёт один или два блога разной тематики - всё здорово. А если библиотека маленькая и работников в ней немного (а то и один!), то вести универсальный библиотечный блог - самый оптимальный вариант.
ОтветитьУдалитьВпрочем, бывает и по-другому, всё зависит от того, какие цели призван решать блог: освещение всей работы библиотеки или отдельного её направления...
Вот, кстати, отличные получились у школьных библиотекарей тематические блоги, посвящённые Расулу Гамзатову! У Марины Балякиной, например.
УдалитьНо обобщать я, всё-таки, не стала бы...
Я и не обобщаю, а предлагаю один из вариантов развития библиотечных блогов и представляю собственный опыт. Каждый выбирает то, что ему ближе и интереснее. И, может, не стоит библиотекарям "руководствоваться в полной мере", а попробовать учесть хотя бы один интерес? Проблем же много везде, независимо от того, маленькая библиотека или ЦБС.
УдалитьБлоги по Гамзатову я оставила "на сладкое" :-))) Почти ничего еще не видела, теперь начну читать. Не хотелось "заражаться" идеями, пока свои не реализовали. Но мы, увы, не успели сделать все то, что планировали, слишком поздно включились.
Ирина, а это мысль, читатели - корреспонденты (правда в основном школьного возраста). У нас сейчас школьники самые продвинутые, читают электронку, но привлечь можно.
ОтветитьУдалитьКонечно, попробуйте!
Удалить