Библиотечный блог методиста

пятница, 2 сентября 2011 г.

Советы от Людмилы Петрушевской

В издательстве АСТ выходит новая книга Людмилы Петрушевской - сборник рассказов и пьес "Не садись в машину, где двое", которые публикуются впервые. Большинство историй, рассказанных Петрушевской, напоминают зарисовки и наброски; практически все они о любви - радостной и печальной, с элементами фэнтези и обычными героями.
 Долгое время главной новостью о рассказах Людмилы Петрушевской была... обложка. Обычная издательская практика — перетасовать старые тексты, добавить к ним совсем немного свежих и выпустить очередной «новый» сборник — в случае с Петрушевской разнообразилась только «авторскими» подборками: писательница время от времени указывала, какие рассказы считать «классическими». В последний раз повод для переиздания дали американцы: они только сейчас как следует вчитались в Петрушевскую, переименовали ее давний сборник «Песни восточных славян» в «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка» и наградили его премией за лучшую фантастику.
Фантастический элемент действительно всегда присутствовал в прозе Петрушевской. Она оставляла героям возможность выйти из невыносимо душной, ограниченной четырьмя стенами действительности «в сады иных возможностей». Пусть эти «сады» существовали только на бумаге, в заголовках ее произведений. Книги Людмилы Петрушевской хотя и стали еще с 1980-х классикой «женской прозы», но на самом деле требовали от читателя некоторых дополнительных умений. Нужно было вовремя переключаться вместе с автором из «бытового» регистра в мистический. Петрушевская как никто умела дирижировать этими волшебными превращениями: колдовала над самыми тяжелыми жизненными неурядицами, пока они не становились фактом искусства. И, напротив, в загадочных пространствах человеческого воображения она обживалась с завидным практицизмом хорошей домохозяйки.

Сборник «Не садись в машину, где двое» представляет новую Петрушевскую. В прозе 2000-х она уже начала потихоньку «подбирать» героев, которым было «отказано от дома» в жанровой прозе, будь то глянцевый роман, ироничный детектив или бодрый боевик. Но к этим героям — обычным людям, обвешанным веригами бытовых проблем и неспособным навести порядок в собственной жизни, — она была довольно сурова. Писательница разбирала их дрязги с дотошностью достоевского Порфирия Петровича. Может быть, впрямую и не обвиняла, но приговор читался между строк.

В нынешних рассказах тоже есть суета жизни во всей красе: «И началось! Юридические консультации, беготня по милициям, адвокат, вызов наряда на квартиру, проверка документов у жильцов, выдворение жильцов, смена ключей, затем установка железной двери». Соню, одну из «девушек с плохой биографией, порченную душу, второсортный товар», буквально оттесняет от жизни семья ее мужа. Удачливая бизнес-леди заболевает, и «исчезает ее улыбка, как сон, как утренний туман». Блондинка Заечка становится жертвой даже не измены, а дружбы мужа с другой женщиной. Муж из одного рассказа ставит в своей комнате замок, муж из другого — не дает жене ключи от квартиры. Бедному художнику Владимиру чуть-чуть не хватает сил на пути от ремесла к искусству, а ведь «искусству нельзя научить».

На этот раз писательница не любуется тем, как переливаются эти истории всеми мистическими и фантастическими цветами. Многие из представленных в сборнике рассказов — это просто руководство к действию. Вот буквально: для юных девушек — «не садись в машину, где двое», для начинающих художников — «не задерживайся в притоне для наркоманов». В рассказе об алкоголизме автор все же не выдерживает нагрузки слишком больной темы, проповедь звучит излишне пафосно. Зато особенно выразительна одна из концовок: «Плакать она не имела права. Все». На этом рассказ неожиданно обрывается. Ко всем этим прямолинейным выводам, конечно, прилагаются, как всегда, мастерские тексты.

Петрушевская видит себя скорее не советчицей — ей это слово наверняка покажется подозрительным, — а много повидавшей гадалкой, готовой ходить по героям и раскладывать им свои литературные «карты». Скорость, на которой совершается все это «гадание», в новом сборнике особенно выдающаяся. Почти во всех небольших рассказах стремительнейшим образом появляются, вырастают и обретают свои подозрительно похожие проблемы дети героев. Петрушевская нас явно поторапливает: в машину, где двое, садиться не надо, но и просто стоять на распутье времени нет.

Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.