Библиотечный блог методиста

вторник, 19 июня 2012 г.

Библиотеки и социальные медиа: опыт арзамасских библиотек. Выступление на Шестых Липецких библиотечных чтениях


Почему сегодня библиотекам так важно быть активными в виртуальной среде и обратить внимание на работу в социальных медиа? Посмотрим сначала на цифры.
Средний темп прироста аудитории Интернета по России в целом составляет 27%, причем наибольшие темпы роста в малых городах и селах  +49 %[1]. Вовлеченность российской аудитории в социальные сети – самая высокая в мире. Люди все чаще доверяют рекомендациям своих контактов и данным своих подписок из социальных сетей. Суточная аудитория соцсетей в России — 38,39 млн человек в сутки, поисковиков — 27,94 млн, новостей — 8,67 млн, блогов — 5,7 млн. Из пользователей соцсетей лишь каждый восьмой (12%) имеет регистрацию в единственном сервисе.
Количество пользователей Интернета с единственной точкой доступа в Сеть сократилось до 46% от всех пользователей. Количество пользователей с тремя и более точками доступа выросло до 53%. Темпы развития выхода в интернет с мобильных устройств уже могут конкурировать с проводными сетями. При этом 52% пользователей мобильного Интернета выходят в Сеть с обычного телефона.
Социальные медиа - самая динамично развивающаяся среда. Постоянно происходит интеграция платформ: упрощенная авторизация пользователей социальных сетей на других ресурсах, кросспостинг, возможность размещать анонсы из различных источников в блогах и социальных сетях и т.д. Социальные медиа доступны всем ежедневно 24 часа в сутки в любом месте земли.
Для библиотеки социальные медиа являются экономичным и при этом эффективным способом изучения мнения о библиотечных услугах, формирования положительного имиджа, налаживания эффективных коммуникаций с реальными или потенциальными пользователями. Это хорошее средство для продвижения книги, чтения и библиотеки в виртуальной среде. 

Наша работа в социальных медиа началась с создания блога «Библиомания», который являлся нашим единственным виртуальным представительством. Он изначально позиционировался как блог ЦБС, предназначенный для всех, кому интересны книги и не только. Блог «Библиомания» в первую очередь рассказывал об опыте арзамасских библиотек, помогал  читателям блога быть в курсе событий и актуальных материалов, стал площадкой для профессионального общения и освоения новых сервисов. По мере развития сайта ЦБС было решено информацию о работе библиотек публиковать именно там. Сейчас «Библиомания» развивается как блог методиста для библиотекарей. Востребованность блога доказывают цифры. За 2011 г. в нем  было опубликовано 284 сообщения различной тематики, получено 1382 комментария. Показатели за 2011 г.:
·                    Посетители – 94 686
·                    Визиты – 124 704
·                    Просмотры – 271 635
·                    Число RSS подписчиков – 182
·                    Число постоянных читателей - 143

Наш опыт показывает, что для библиотек, не имеющих своего сайта, блог на платформе «Blogger» может служить хорошей заменой. Он позволяет размещать материалы различного формата (тексты, аудио-видеозаписи, презентации, книги), создавать формы для виртуальной справки и продления книг, общаться с читателями. Платформа позволяет не прибегать к программированию и не заботиться об установке и настройке программного обеспечения. Сервис позволяет создавать индивидуальный стиль блога, менять оформление, добавлять гаджеты и виджеты.

В отличие от официального сайта библиотечных блогов может быть несколько и разной тематики. В ЦБС г.Арзамаса сегодня поддерживаются тематические блоги, что позволяет формировать вокруг них определенное сообщество людей, объединенных общими интересами. Кроме блога «Библиомания» активно развиваются блоги «Одиннадцатый» и «Маматека».

Блог "Маматека" - тематический библиотечный блог для мам, виртуальное продолжение нашего проекта «Материнское чтение», реализованного несколько лет назад. В «Маматеке» можно найти интересную и полезную информацию, размышления о взаимоотношениях детей и родителей, советы по проведению досуга. Мы не рассказываем здесь о библиотеках или библиотечных мероприятиях, а стараемся незаметно показать, что книги и чтение являются частью нашей жизни. Особенностью блога является то, что каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, которая имеется в фонде библиотек. Среди популярных публикаций: «Как оттащить ребенка от компьютера?», «Подросток не хочет учиться — что делать?», «Ехать ли с ребенком на юг: за и против». В планах развития этого блога – активная работа детских библиотекарей, для которых он может стать площадкой для неформального общения с руководителями детского чтения и привлечение арзамасских мам для подготовки публикаций.
Важно отметить, что для продвижения блога используется сетевое общение и ссылки  в группах и блогах «материнской тематики». Такая работа способствует привлечению внимания к библиотеке и расширению традиционной аудитории. Показатели за 2011 г.:
·                    Посетители – 2 979
·                    Визиты – 3 651
·                    Просмотры – 5 523

Основное направление блога  "Одиннадцатый" - краеведческое. Блог ведется в библиотеке-филиале №8 и создавался как виртуальное «лицо» этой библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова, в которой создан уникальный музей арзамасской катастрофы. Поэтому в первую очередь в блоге размещались материалы, касающиеся ликвидации последствий взрыва (цикл «Арзамасская трагедия в воспоминаниях», «Арзамасская катастрофа в книгах») и истории микрорайона №11, который был построен в рекордные сроки для пострадавших.  Частыми темами для публикаций являются люди, живущие здесь или связанные с этим местом («Вспоминая Ивана Петровича Склярова…», «Мазанов Борис Николаевич»). Рассказывая о книгах и чтении, в первую очередь мы представляем арзамасских поэтов и писателей («П.В.Еремеев «Арзамас-городок»», «Новая книга В.Панкратова о митрополите Палладии»), многие из которых живут в микрорайоне №11 или являются друзьями библиотеки. Показатели за 2011  г.:
·                    Посетители – 1 909
·                    Визиты – 2 567
·                    Просмотры – 4 583
В 2012 г. библиотека начала работу по проекту «Духовное краеведение в виртуальном формате», ставшему победителем общероссийского конкурса «Православная инициатива-2011». В рамках проекта библиотекари совместно с читателями проделали огромную работу по сбору краеведческого материала. Источниками информации стали книги и подшивки газет, видеосюжеты местного телевидения, архивные материалы, воспоминания старожилов. Результатом этой работы явились не только проведение различных мероприятий, но и публикация в блоге виртуальных выставок («Воскресенский собор – жемчужина Арзамаса») и видеороликов о нашем городе («Соборная площадь – «сердце» Арзамаса»).
Постепенно в блоге мы перешли от рассказа о микрорайоне №11 к представлению различных материалов, посвященных истории и современной жизни  Арзамаса. Благодаря активному сотрудничеству с местными деятелями культуры блог стал площадкой для размещения авторских материалов различного формата: видеозаписей программы Оксаны Скляровой из цикла «Арзамасские встречи», стихов арзамасских поэтов, работ победителей городского конкурса детского творчества «Святая Арзамасская земля».
В мае у блога «Одиннадцатый» появился новый автор – арзамасская поэтесса, жительница микрорайона №11 и читательница библиотеки Светлана Валентиновна Клюева. В июне поступило предложение от арзамасского журналиста и писателя Владимира Александровича Каляева стать соавтором блога.
Активная краеведческая работа и совместная деятельность с читателями привела к росту показателей: только за последний месяц (май) 2012 г. число посещений блога составило 1079, а просмотров – 2178.

Как оценить эффективность работы в блогосфере? На мой взгляд, оценивая работу с блогом, нужно исходить из задач, которые вы решаете. Поэтому для одних признаком успешности станет число посещений и просмотров блога, для вторых - наличие обратной связи и число комментариев, для третьих – вовлечение пользователей библиотеки в совместную деятельность. При этом показатели эффективности не всегда могут быть измеримы. Например, для блога «Библиомания» основными результатами стали известность ЦБС г.Арзамаса за пределами области и налаживание новых профессиональных связей. Но мы учитываем и востребованность публикаций блога, хотя не можем использовать эти цифры в официальной библиотечной статистике.

Следующее направление нашей деятельности в социальных медиа – представительства в социальных сетях. Присутствие в них библиотеки уже не мода, а необходимость. Социальные сети позволяют общаться с нашими реальными и потенциальными читателями в привычной для них среде. Здесь библиотека:
·                    публикует новости (причем не только из жизни библиотек),
·                    знакомит с новыми поступлениями и интересными материалами,
·                    оперативно отвечает на вопросы пользователей,
·                    проводит конкурсы и опросы,
·                    делиться фотографиями и видеоматериалами и многое другое.
Наша задача – показать, что библиотеки еще существуют, что они интересны и полезны. Для этого, на мой взгляд, лучше быть в нескольких сетях, а не в единственной.

В Арзамасе предпочитают быть «ВКонтакте», поэтому именно здесь действуют наши группы:
·     «Библиомания (г.Арзамас)» – группа для неформального общения читателей всех возрастов, но прежде всего молодежи. На сегодняшний день в группе открыто 49 тем, наибольший интерес среди которых вызывают дискуссионные темы и игры. Почти все аудио-видеозаписи связаны с книгами. Альбомы группы позволяют разместить огромное количество фотографий (51  альбом), которыми можно делиться с участниками. Эту возможность мы уже неоднократно использовали при общении со своими партнерами и посетителями массовых мероприятий.  В группе «Библиомания» можно ежедневно знакомиться с новыми журналами, которые получает  центральная городская библиотека им.А.М.Горького. Чтобы заинтересовать читателей, библиотекари раскрывают содержание каждого номера. Основное общение с пользователями происходит на стене, где мы размещаем информацию, чаще всего имеющую отношение к чтению и книгам.
·     «Детская Библиотека им.А.П.Гайдара» – группа для детей и подростков, с которыми ведется диалог о книгах, о библиотеке, беседы на различные темы. С появлением группы у библиотекарей  появилась возможность оповещать задолжников, которые вовремя не сдали книги.
·    «Театральная детская студия "ФАНТАЗЕРЫ" г.Арзамас» – группа для общения участников студии, действующей при библиотеке им.А.П.Гайдара.
Возможности сетей для приглашений на мероприятия позволяют моментально получить обратную связь, обмениваться комментариями и материалами, быть в курсе событий. Благодаря созданному «Вконтакте» мероприятию мы могли прогнозировать высокую посещаемость нашей «Библионочи»: участниками зарегистрировались 160 чел., а возможными участниками – 343. Именно через группу к нам обратились люди с предложением о сотрудничестве, ставшие позднее партнерами в проведении «Библионочи».

Оценивая работу с библиотечной группой, на первое место лучше всего поставить активность пользователей, критериями которой являются:
·       Посещаемость. При нормальной вовлеченности пользователей группу ежедневно посещают 1-3% от всех участников.
·      Количество тем и сообщений в обсуждениях. Ведь в группу вступают прежде всего для того, чтобы общаться.
·      Количество сообщений на стене, на которой не только администраторы, но и пользователи могут выкладывать фото, аудио, видео, задавать вопросы, делиться информацией.
·    Частота новых сообщений, количество комментариев к записям и «лайков»
·     Комментарии к фото и видео, количество «лайков».
·     Участие  в конкурсах и опросах.
Например, анализ статистики группы «Библиомания» показывает, что группу посещает ежедневно 10-20 пользователей.

Наиболее продвинутые россияне выбирают «Фейсбук». В этой сети мы поддерживаем страницы: 
·    Централизованная библиотечная система г.Арзамаса – официальная страница
·   Библиомания – страница для современных библиотекарей, на которой размещаются ссылки на интересные и полезные материалы
Оценивая эффективность работы со страницами на «Фейсбуке», чаще всего учитывают число подписчиков и их стабильный рост, взаимодействие со страницей (комментарии, лайки), количество просмотров каждой публикации, «вирусное» распространение, число переходов на сайт (в том случае, если одной из задач является продвижение официального сайта). Например, за последнюю неделю общий охват (т.е. число пользователей, видевших наши публикации на страницах) составил свыше 160 уникальных пользователей (для каждой из страниц). Интересные публикации были отмечены лайками от 6 (страница «Централизованная библиотечная система г.Арзамаса») до 17 («Библиомания») раз.

Для своего присутствия в социальных медиа мы выбрали еще сервисы «Твиттер» и «YouTube».
В микроблоге «Централизованная библиотечная система г.Арзамаса» мы размещаем ссылки на различные публикации, в первую очередь на официальный сайт и наши блоги, даем информацию о мероприятиях, приводим интересные факты и цитаты. «Твиттер» пока не получил широкого распространения в нашем городе, поэтому на сегодняшний день здесь для нас важно налаживание контактов с издательствами, СМИ и другими библиотеками, продвижение наших ресурсов.

Так как наши библиотеки начали активную работу по подготовке видеоматериалов, был создан канал «Библиомания» на YouTube. Достоинства очевидны - огромная аудитория, возможность «вирусного» распространения, наличие пользовательских комментариев. Ролики, размещаемые здесь,  легко встраиваются в сайты и блоги, могут быть представлены в социальных сетях.
Сегодня на нашем канале представлены видеосюжеты о работе библиотеки, созданные совместно с читателями видеоролики о книгах и видеоэксурсии по городу. По просьбе телеведущей О.Скляровой, сотрудничающей с библиотекой-филиалом №8, размещены записи ее авторской программы «Арзамасские встречи». За год с небольшим существования канала «Библиомания» добавлено 44 ролика, которые просмотрели около 9 тысяч раз.

Интеграция библиотечного сайта и социальных медиа позволяет привлекать новых пользователей на ресурс и открывает новые возможности для распространения контента. На официальный сайт ЦБС г.Арзамаса добавлены кнопки социальных медиа, наши представительства в социальных медиа и сайт соединены ссылками друг на друга, в них регулярно появляются ссылки и анонсы материалов. Ведь чем больше людей делится информацией с нашего сайта, тем более привлекательной она становится в глазах поисковых систем, а круг потенциальных пользователей растет, следовательно, увеличивается посещаемость сайта. Например, в мае 7% пользователей сайта пришли из социальных сетей и со страниц наших блогов.

Наш опыт показывает, что работа библиотеки в социальных медиа способствует налаживанию контактов между людьми, помогает оперативно решать вопросы, заводить новые отношения, преодолевать географическую изоляцию. Ведь библиотека – это не только книги, в первую очередь это – люди. Если поставить во главу угла наших читателей – реальных или потенциальных, имеющих разнообразные интересы и потребности, тогда можно стать для виртуальных посетителей авторитетом, партнером или другом, а, следовательно, способствовать продвижению библиотеки в виртуальном пространстве.



[1] Данные TNS Gallup, апрель 2012

5 комментариев:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.