Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. Н.В. Громова, Г.А. Кузьмина. – Чебоксары, 2009. – 26 с. : ил. – (Курс – на инновации; вып. 2)
От составителя.
Формы массовой работы с детьми, подростками и юношеством чрезвычайно разнообразны. По своему характеру они в основном являются итоговыми, завершают определенный этап работы с литературными произведениями, и им, как правило, предшествует целенаправленная индивидуальная работа с читателями. Массовая работа с читателями должна строиться на основе умелого использования социально-психологических принципов педагогического общения. Библиотекарь и юный читатель активно включаются в общение, когда существуют обстоятельства, обусловливающие взаимную потребность и интерес к совместной деятельности. Этот принцип важно учитывать в массовой работе. Другой не менее важный принцип – это принцип информационного взаимообогащения. Библиотекарь призван сделать все возможное, чтобы стать для юных читателей источником интересной и жизненно важной информации. При этом необходимо создать условия, располагающие ребят к откровенному разговору. Следует уважительно относиться к мнению юных читателей. Время прямых поучений учащихся, диктата, назидательного руководства чтением отходит в прошлое. На смену догматическим методическим схемам должна прийти вдумчивая, увлекательная, творческая массовая работа, связанная с реальными запросами и интересами юных читателей.
Эффективность массовой работы зависит от комплексного применения форм на всех стадиях чтения – предкоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной. Вырабатывая новые подходы к массовой работе, особое внимание необходимо обратить на активизацию самих ребят. В каждой библиотеке есть читатели, обладающие творческим воображением, организаторскими способностями, развитыми коммуникабельными качествами. Важно сделать таких читателей соучастниками и соорганизаторами массовой работы, что позволит повысить ее эффективность.
«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке» – второй выпуск серии «Курс – на инновации», предназначенной для заведующих детскими библиотеками Чувашской Республики.
Основная тема издания – новое и традиционное в проведении массовых мероприятий. Цель – познакомить с особенностями проведения диалоговых и дискуссионных форм работы, учитывающими новые актуальные приемы и методы.
Рекомендации помогут освоить новые приемы и применить творческие оригинальные находки в организации дискуссий, читательских конференций и презентаций, раскрыть потенциальные возможности библиотекарей в проведении традиционных массовых мероприятий.
«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке» содержат 2 раздела:
- «Диалоговые формы библиотечного обслуживания»,
- «Дискуссионные формы работы».
В разделе «Диалоговые формы библиотечного обслуживания» будут рассмотрены аспекты: процесса обсуждения книг, методики проведения читательских конференций.
В разделе «Дискуссионные формы работы» библиотекари найдут рекомендации:
по выбору формы работы,
по правилам организации дискуссии и диспута.
Издание содержит также Приложения:
Приложение 1. Примерный план представления книги.
Приложение 2. Форма читательского журнала.
Приложение 3. Примерные вопросы диспута «Зачем нужны стихи?».
Приложение 4. Примерные вопросы диспута «Патриотизм: знак вопроса».
Приложение 5. Материал к проведению читательской конференции по рассказу Фазиля Искандера «Авторитет».
Приложение 6. Материалы для проведения часа обсуждения книги В. П. Крапивина «Кораблики».
Приложение 7. Материал к проведению читательской; конференции по книге В. Пикуля «Мальчики с бантиками».
Приложение 8. Рекомендации по проведению заочной читательской конференции по рассказу В. Солоухина «Под одной крышей».
Приложение 9. Карта обратной связи.
Спасибо. Изучить новое и вспомнить традиционное в проведении массовых мероприятий всегда полезно.
ОтветитьУдалитьНо прежде разберитесь, что есть что в методике. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РАССКАЗУ... это мягко выражаясь - нонсенс. Загляните в словарь и посмотрите, что такое конференция. Для разговора о рассказе - это слишком заформализованный способ. Можно, конечно сказать, хоть горшком назови, было бы интересно. Но можно сказать, как корабль назовешь так он и поплывет У меня вот эта путаница чит. конференции и обсуждения вызывает изхогу и неприятие. Извините за резкость.
ОтветитьУдалить