Гостевой пост от Г.М.Пальгуевой
Читательская конференция | Вопросы для сравнения | Обсуждение |
Разговор (обмен мнениями, аналитическими выводами) о ТЕМЕ | ЧТО ПРОИС-ХОДИТ? | Разговор (обмен суждениями, мнениями) о КНИГЕ |
Проблемы в большом произведении, в нескольких книгах, в целом в литературе (жанре), в творчестве автора | ПРЕД- МЕТ РАЗГО- ВОРА? | Содержание (особенности, идеи, герои…) небольшого произведения: рассказ, очерк, статья. |
Широкая (разновозрастная) Число участников не ограничено | АУДИТО РИЯ? | Лучше одного возраста. Оптимально от 9 до 16 -20 человек |
Выявление значимости, актуальности произведения в данный соцокультурный момент. Определение тем для докладов и сообщений. Написание докладов и сообщений читателями. Информация о теме, сроках читательской конференции, реклама произведений (выставки книг, списки литературы, биография писателя). | ПОДГО-ТОВКА? | Выявление значимости произведения (рейтинг в среде читателей). Составление библиотекарем и подростками предварительных вопросов для обсуждения. Информация и реклама (выставки книг одного автора или одной книги, списки литературы биография писателя). |
Аналитические доклады (сообщения) читателей, вопросы ведущего по обсуждению докладов и проблем, затронутых в них, объективные, доказанные высказывания, коллективная оценка. Иногда возможна выработка итогового документа. | КАК ПРОХО- ДИТ? | Обсуждение вопросов ведущего, субъективные, спонтанные, свободные высказывания. Возможно обсуждение сразу после прочтения вслух. Индивидуальные эмоциональные оценки. |
Через анализ ТЕМЫ и проблем в книгах к синтезу собственных выводов, к развитию мышления. Через обобщение информации к развитию мышления, образам и чувствам. ПОЗНАНИЕ МИРА | В ЧЕМ СМЫСЛ И ЦЕЛЬ? | Через углубленное восприятие текста конкретной книги к чувствам, эмоциям, образам, мышлению. САМОПОЗНАНИЕ |
Наличие своей позиции. Умение ее отстаивать. Каждый по-своему прав. | РЕФЛЕК СИЯ (резуль таты)? | Наличие своей позиции. Умение ее отстаивать. Каждый по-своему прав. |
Таким образом, мы видим, что на конференции докладчики озвучивают объективные аргументированные выводы по теме. На обсуждении возможны субъективные спонтанные суждения о разных сторонах одной книги. Читательская конференция – это более формализованный подход к разговору о литературе, обсуждение – более свободный импровизированный разговор на равных. Таким образом, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ конференция эффективнее и лучше для работы по теме, по творчеству писателя в целом, или по БОЛЬШИМ, многотемным произведениям. А по рассказам – эффективнее обсуждения или беседы. Но и в том и в другом случае НЕ МОЖЕТ БЫТЬ суждения «правильного» или «неправильного», поскольку каждый читает и воспринимает по-своему. Разбудить собственную мысль каждого - вот что важно при любом разговоре с подростками о книге. | |
Галина Михайловна, спасибо! Хорошие сопоставления и выводы, беру себе в "производство" с Вашего позволения :)
ОтветитьУдалитьКонечно, наш творческийц авантюризм не стоит загонять в слишком жесткие рамки.Но ориентироваться на них нужно. Иначе: 1) как мы узнаем, что то, что мы делаем - это творческий авнтюризм 2) продуктивный авантюризм может перерасти в бесплодный волюнтаризм.
ОтветитьУдалитьЕлена! Успехов!!!
Но и в том и в другом случае НЕ МОЖЕТ БЫТЬ суждения «правильного» или «неправильного», поскольку каждый читает и воспринимает по-своему.
ОтветитьУдалить___________________________
Как вам сказать... если в произведении, предлагающем подумать над последствиями своих поступков, читатель разглядит призывы к репрессиям, то придется признать, что читатель не умеет читать и думать. Такое случается.
Случается. И никто не даст гарантии, что не случится. Но в том-то и искусство и задача наша: побудить мыслить. Под словом "Правильно" и "неправильно" следует понимать оценку библиотекарем - ведущим высказывания читателя: "ты говоришь правильно, а ты - неправильно" Показать альтернативу, показать другие мнения, привести дополнительные аргументы и тд - вот что важно. Ведь у библиотекаря есть фора: выбор произведения для обсуждения, время для продумывания всех подобных неожиданностей и подводных камней.
ОтветитьУдалить