Библиотечный блог методиста

среда, 27 апреля 2011 г.

После выступления о ...нольных библиотеках

Создам интригу и не буду пока говорить, чье выступление на тему ...нольных библиотек слушала. Презентацию обещали выложить в сети. Расскажу, чем запомнилось выступление.
(Не затыкай... Не затыкай меня...
я же все равно выберусь, как меня не затыкай...
я все равно не дам вам покоя.
Внутренний голос)

Главный вопрос – мы уже начали движение или только его имитируем?
(перед нами знойная пустыня)
Новые технологии дали нам не только проблемы, но и инструмент решения этих проблем.

Мы пока представляем Библиотеку 1.0, в которой центр вселенной – фонд и каталог. И никак не можем добраться до Библиотеки 2.0, в которой центром является пользователь, его жизнь и его потребности. У нас хорошо развито искусство рапортничества, благодаря которому «заболтали» библиотечный маркетинг. Не хотелось бы, что «заболтали» концепцию Библиотеки 2.0.

Пользователи сегодня там, где могут создавать собственный контент. Мы должны идти за своим пользователем и предоставлять ему соответствующие сервисы.

Веб 2.0 в библиотеке:
• Чат и системы мгновенного обмена сообщениями
• Виртуальная справка
• Гостевая книга (форум)
• Блоги и сообщества блогов
• Wiki
• Тэгирование

(Летим скорей, там столько вкусного!)
Надеюсь, что про вики, тэги, чаты и др. вы знаете. 
га, мечтать не вредно)

Подробно остановлюсь на библиотечных блогах.
Особенно задело в выступлении – частое употребление слов «графоман», «паразитирование», «распыление» «вычищать комментарии». Говорилось про чрезмерное распространение блогов библиотек и отделов библиотек, про копипаст. Подчеркну, что выступление было в Нижегородской области, в которой библиотечных блогов раз-два и обчелся.
(ну-ка, ну-ка - арзамасские "Библиомания" и "Одиннадцатый" (про нашу "Маматеку" еще почти никто не знает), саровские "Живность цвета огня" и "Библио-S-путник", нижегородские "Хозяйка Книжной горы" и "Ассоциация пушкинских библиотек")

Блог, как любой «дванольный» инструмент, является не целью, а средством. Во главе его должна стоять цель и четкое руководство блогом. Проблемы блога – это проблемы маркетинга библиотеки.

Связи с общественностью
• Начинающий блог паразитирует на авторитете библиотеки и ее сайта и отдачу даст не сразу, а ресурсы (в т.ч. кадровые) съедает.
• Если в блоге нет интересного для посетителей контента, то его не раскрутишь.
• PR вполне достижим в результате работы персонала на форумах, сообществах блогов и социальных сетях.
(Люди, а кто слышал про Арзамас и наши библиотеки до «Библиомании»?
Персонал – все в сети и на форумы, за пиаром.
Хорошая мысль, куда же меня директор с ней пошлет?)

Кто ведет библиотечные блоги? Часто это те, кого «подпирает» контент - краеведы и другие специалисты, чьи материалы не попадают на сайт.
Проблема: готовы ли специалисты сами вести блог РЕГУЛЯРНО, готова ли библиотека помочь им и чем?
(интересно, а кто регулярно ведет блоги, которые я читаю, может, инопланетяне?)

Блог живет (пополняется) в среднем меньше года.
Для того, чтобы добиться популярности блога, нужно полтора-два года.
Получается, что… :-(
Получается, что его раскручивают, в него вкладывают «дефицитные ресурсы», а он не доживает до популярности.
(вот-вот, уж помирать «Библиомании» скоро, а до популярности еще палкой не докинешь)

Поддержка (выделение дефицитных ресурсов библиотеки)
• Подготовка персонала библиотеки – учить всех желающих
• Дизайнер выделяется минимально и на «подстройку» блога на общедоступном хостинге
• Размещение на сайте библиотеки только успешных блогов (выделяется движок, дизайнер, идет контроль контента)
(Хочу! Хочу дефицитные ресурсы библиотеки!
Дайте хоть одним глазком на дизайнера погляжу - хоть как он выглядит!)

Задача персонал не вести блог, а собирать, структурировать и анализировать информацию. 7 часов в день – сбор и анализ и максимум 1 час публикация.
(Вау! Все, что могу сказать. Абсолютно согласна.
А где персонал, в чьи задачи это входит?)

Про блоги слушала на иголках. Создалось впечатление, что человек против библиотечных блогов (чего от него не ожидала). Спросила об этом и получила пространный ответ, что «за», но…

GeorgiNNa, когда мы ехали домой, сказала, что мы рассуждаем о разных вещах: ему в голову не может прийти, что библиотечные блоги часто ведут по собственной инициативе, в нерабочее время, что на сайтах ссылок на блоги может не быть и т.д.

(ага, а еще то, что слова Twitter, WordPress, тэгирование и т.п.
определенная часть не понимала.
2.0, 3.0… Крылья, ноги…Главное – хвост!)

Выводы (всего выступления)
• Или «быстренько 2.0 и СРАЗУ 3.0» или «никак»
• Не допустить забалтывания и саботажа
• Проект должен быть инвестиционный, а не организационный
• Технологии надо разрабатывать с упреждением
• Людей (персонал библиотеки и пользователей) надо учить
• Пользователей надо привлекать уже сейчас
• С финансирующими властями работать надо
• Начинать надо ВЧЕРА и в каждой библиотеке, делая то, что можно

(Не умел — научим, не хочешь — заставим. Взлетай!)

Что для меня было новым в выступлении:

Quora — социальный сервис обмена знаниями, своеобразный онлайн-рынок вопросов и ответов. Основным отличием Quora от прочих сервисов «Вопросы и ответы» состоит в том, что в Quora на вопросы отвечают профессионалы, и информацию, которую хочет получить задавший вопрос пользователь, нельзя получить больше нигде в Интернете.

ГЛОГ - сочетание слов Графический + бЛОГ. Глог – это мульмедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды. Цели глогов могут быть самые разные – от романтических до серьезных учебно-обучающих проектов.

Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.