Библиотечный блог методиста

воскресенье, 9 января 2011 г.

Наглядное литературоведение: Повелительница мух

 Не могу удержаться и просто должна познакомить вас, дорогие коллеги, с постом из дневника Яны Темиз.


"Ее /дочь/ интересовали всякие непростые вещи: мам, как удачно, что ты в курсе, надо же! - а интересовали ее слова "романтизм", "реализм", "классицизм", "натурализм"... а я совершенно случайно оказалась в курсе.
И - тоже совершенно случайно - занялась тем, чем много лет занималась в Москве: избавлением умного подростка от паутины невнятных объяснений и тумана, напущенного школьными учителями вокруг никому особо не нужных, но при этом простых и понятных вещей".


" ...В классе было солнечно, жарко и скучно.
-...в основе эстетики классицизма... романтики не стремятся к воссозданию объективной картины мира... изображение типического героя в социально-бытовой и психологической конкретике... строгая сюжетно-композиционная организация... резкое противопоставление положительных и отрицательных персонажей... реализм в отличие от романтизма и классицизма... - старательно читала по книге учительница.
Завтра экзамен, а она новенькая, это и для нее экзамен, а эти дети - спят они, что ли?!
- Всё понятно? Вопросы есть?
- Нет! Да! - хором ответили тринадцать учеников самого лучшего и самого гуманитарного в школе класса. - Ничего не понятно. Можно открыть окно? Всё ясно, чего там понимать-то?!
- Как непонятно?! Можно, откройте! Кому всё понятно?
- Мне, - сказала Ася, пока остальные следили за Вильямом, открывающим окно. Она вся в маму в некоторых контрах с новой литературной училкой, ибо хранит верность предыдущему учителю словесности.
- Ну скажи тогда, в чем отличия между романтизмом и реализмом как творческими методами? - училке явно лень повторять самой, пусть эта... выскочка.
- Да я лучше схему нарисую. Романтизм, - начинает Ася, выдвинувшись к доске...

- Муха-а-а! - визжит Ребекка и в ужасе вскакивает из-за парты. - Уберите ее отсюда, не выношу му-у-ух!!!
- Ах, как ты меня напугала! - вскрикивает Лейла.
- Бек, что ты орешь из-за фигни?! - грубо откликается Вильям.
- Ребекка, ты ведешь себя неприлично, - занудно говорит Октай. - Не сидеть же в такую погоду с закрытыми окнами!
- Мухи разносят микробы-ы-ы!!! Уберите ее, или уйду я!
- Да ладна тебе, сейчас мы ее выгоним! Кыш отсюда, кыш!
- Убить - и все дела! глянь, Бекки, щаз я ее размажу по стеклу...
- А-а-а! Ы-ы-ы!
- Килл, Билл!!!
- Вильям, отойди, она щас сдохнет... Ребекка, а не муха! Давай я! Всё, я ее выгнал... лети себе... всё, Бек, я ее выгнал! Ася, давай говори уже чего-нить!
- Дети! Прекратите все это немедленно... из-за какой-то мухи, боже мой! Ася, что ты молчишь?!
И все посмотрели на Асю.
- Значит так, - начала она. - Если никто ни черта не понял, я вам сейчас объясню в двух словах, чтоб понятно, а потом вы вот эти схемы спишете. Слушайте сюда.

..Ребекка была девушкой необычной, печальной, одинокой, возвышенной, никто ее не понимал. Однажды ужасная черная муха влетела в окно ее старинного замка, и сразу стемнело, началась гроза, и погасли свеча и камин.
- Ах и ох! - воскликнула прекрасная леди Ребекка, упала в обморок и зарыдала.
И тут дверь распахнулась и вошел хромой человек в черном плаще. Это был лорд Байрон Вильям, который давно страдал от одиночества и искал, где бы ему совершить подвиг, и от одного взмаха его меча муха исчезла... леди Ребекка встала из обморока и упала в объятия лорда, сквозь грозу светила луна.
Так, записывайте: романтизм - исключительный герой в исключительных обстоятельствах, характеры очерчены фрагментарно, отказ от обыденного... нет, никто не знает, куда они дели труп той мухи, романтикам не до того.

..Ребекка была капризной, взбалмошной, грубой особой. Ее кузина Лейла была послушной, разумной умницей.
Когда в комнату влетела муха, обозначив завязку комедии, Ребекка закричала длинный монолог "А судьи кто слуги где?!". Лейла ответила ей монологом о том, что порядочная турецкая домохозяйка должна сама прогонять всех мух и мыть полы, окна и двери... в соответствии с правилом трех единств в дверь сразу же вошли Вильям и Октай. Вильям грубо засмеялся над Ребеккой (я не знаю, как он вызубрил тот монолог! это вам не реализм!), а Октай сказал страницы на три, что он прогонит проклятую муху. Беда была в том, что грубый Митрофанушка Вильям должен был жениться на Лейле, а умный-разумный Октай на глупой Ребекке, но, гоняясь за мухой и обмениваясь монологами, они выяснили отношения и поженились наоборот.
Пишите: классицизм: разделение жанров на высокие и низкие, принцип рационализма и культ разума, прямолинейность и схематизм в изображении характеров... нет, никто не знает, куда делся труп этой мухи, классицизм мелочами не занимается.

..Ребекка была точно такой, как мы с вами, прям вылитая наша Ребекка, девушка как девушка. Ходила в школу, как все, жаль, что боялась насекомых. История болезни на ста страницах вместе с историей ее семьи прилагается. Потом страниц десять описание природы-погоды и почему надо было открыть окно. Описание мухи - одна страница, без излишеств. Это не страшный дракон романтизма и не абстрактная идея классицизма, нет: это живая, маленькая типическая муха в типических обстоятельствах. Вильям тоже самый обыкновенный юноша, типичный представитель золотой молодежи, прогуливающей физкультуру. Он не может поймать муху, хотя занимается этим страниц двадцать пять. Октаю же - типичному, обыкновенному ботанику удается всего за пятнадцать страниц описания открыть второе окно и выгнать муху... трупа нет, в реализме принято, чтобы всё было точно и аккуратно. Открытый финал - прям как в жизни: кого предпочтет Ребекка, неизвестно, скорее всего доктора, ибо реалистка.

..Ребекка ела: описание ее губ, движений щек и челюстей, волос и пальцев - пятьдесят страниц, еды и крошек на полу - двадцать страниц. Муха - описание каждой лапки, крылышек и повадок - сто страниц. Вильям медленно, но верно накрывает муху ладонью и размазывает по столу прямо перед носом Ребекки - описание оттенков внутренностей мухи - десять страниц... цвет лица Ребекки, которую тошнит...
- Ы-ы-ы! Какая гадость! Это натурализм, что ли?! Не буду я его читать!
- Не ори, Ребекка: Эмиль Золя угорел не в основной программе! Спасибо, Ася... видите, дети, как всё просто?
Проще некуда, ага.
Советское академическое литературоведение - оно и в Турции умеет много гитик."


Яна Темиз

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.