Библиотечный блог методиста

воскресенье, 22 мая 2011 г.

Читательская конференция или обсуждение?

Гостевой пост от Г.М.Пальгуевой

Читательская конференция Вопросы для сравнения Обсуждение
Разговор (обмен мнениями, аналитическими выводами) о ТЕМЕ ЧТО ПРОИС-ХОДИТ?Разговор (обмен суждениями, мнениями)
о КНИГЕ
Проблемы в большом произведении,
в нескольких книгах, в целом
в литературе (жанре),
в творчестве автора 
 ПРЕД-
МЕТ  
 РАЗГО-
ВОРА?
Содержание (особенности, идеи, герои…) небольшого произведения:
рассказ, очерк, статья.
Широкая (разновозрастная)
Число участников не ограничено
АУДИТО
РИЯ?
Лучше одного возраста.
Оптимально от 9 до 16 -20 человек
Выявление значимости, актуальности произведения
в данный соцокультурный момент.
Определение тем для докладов и сообщений.
Написание докладов и сообщений читателями.
Информация о теме, сроках
читательской конференции,
реклама произведений (выставки книг, списки литературы, биография писателя). 
ПОДГО-ТОВКА?Выявление значимости произведения (рейтинг в среде читателей).
Составление библиотекарем и подростками предварительных вопросов для обсуждения.

Информация и реклама (выставки книг одного автора или одной книги, списки литературы биография писателя).
Аналитические доклады (сообщения) читателей, вопросы ведущего по обсуждению докладов и проблем, затронутых в них, объективные,
доказанные высказывания,
коллективная оценка. Иногда возможна выработка итогового документа.
КАК ПРОХО-
ДИТ?
Обсуждение вопросов ведущего, субъективные, спонтанные, свободные высказывания. Возможно обсуждение сразу после прочтения вслух.
Индивидуальные эмоциональные оценки.
Через анализ ТЕМЫ и проблем в книгах
к синтезу собственных выводов, к развитию мышления.
Через обобщение информации
к развитию мышления, образам и чувствам.
ПОЗНАНИЕ МИРА
В ЧЕМ СМЫСЛ И ЦЕЛЬ?Через углубленное восприятие текста конкретной книги к чувствам, эмоциям, образам, мышлению.

САМОПОЗНАНИЕ
Наличие своей позиции.
Умение ее отстаивать.
Каждый по-своему прав.  
РЕФЛЕК
СИЯ (резуль
таты)?
Наличие своей позиции.
Умение ее отстаивать.
Каждый по-своему прав.  
Таким образом, мы видим, что на конференции докладчики озвучивают объективные аргументированные выводы по теме. На обсуждении возможны субъективные спонтанные суждения о разных сторонах одной книги.

Читательская конференция – это более формализованный подход к разговору о литературе, обсуждение – более свободный импровизированный разговор на равных.

Таким образом, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ конференция эффективнее и лучше для работы по теме, по творчеству писателя в целом, или по БОЛЬШИМ, многотемным произведениям.

А по рассказам – эффективнее обсуждения или беседы.

Но и в том и в другом случае НЕ МОЖЕТ БЫТЬ суждения «правильного» или «неправильного», поскольку каждый читает и воспринимает по-своему. Разбудить собственную мысль каждого - вот что важно при любом разговоре с подростками о книге.


4 комментария:

  1. Галина Михайловна, спасибо! Хорошие сопоставления и выводы, беру себе в "производство" с Вашего позволения :)

    ОтветитьУдалить
  2. Конечно, наш творческийц авантюризм не стоит загонять в слишком жесткие рамки.Но ориентироваться на них нужно. Иначе: 1) как мы узнаем, что то, что мы делаем - это творческий авнтюризм 2) продуктивный авантюризм может перерасти в бесплодный волюнтаризм.
    Елена! Успехов!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Но и в том и в другом случае НЕ МОЖЕТ БЫТЬ суждения «правильного» или «неправильного», поскольку каждый читает и воспринимает по-своему.
    ___________________________

    Как вам сказать... если в произведении, предлагающем подумать над последствиями своих поступков, читатель разглядит призывы к репрессиям, то придется признать, что читатель не умеет читать и думать. Такое случается.

    ОтветитьУдалить
  4. Случается. И никто не даст гарантии, что не случится. Но в том-то и искусство и задача наша: побудить мыслить. Под словом "Правильно" и "неправильно" следует понимать оценку библиотекарем - ведущим высказывания читателя: "ты говоришь правильно, а ты - неправильно" Показать альтернативу, показать другие мнения, привести дополнительные аргументы и тд - вот что важно. Ведь у библиотекаря есть фора: выбор произведения для обсуждения, время для продумывания всех подобных неожиданностей и подводных камней.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.