Библиотечный блог методиста

вторник, 18 октября 2011 г.

Чем запомнился конгресс "Современная молодежь в современной библиотеке". Ч.2.

"Публичная библиотека для молодежи: шведский вариант". Бритт-Мари Ингден-Рингселл, руководитель Молодежной библиотеки из Швеции, рассказывала о сотрудничестве с подростками, которые осуществляют свои собственные проекты и участвуют в работе наряду с библиотекарями. "Важно, чтобы целевая аудитория вносила свои идеи, но так же важно, чтобы они получили опыт настоящей работы".
В этой библиотеке подростки ведут группу ролевых игр, писательский кружок, группу, где рассказывают сказки (позднее в переводе звучало как "обучают рассказывать истории (сказки)"). Причем можно было пригласить авторов, которым платили бы столько же, но был сделан выбор в пользу подростков. "Молодежь легко привлечь на начальной стадии, но сложно удержать. Мы не должны полагаться на идеализм молодых. Им нужно платить или иначе компенсировать их работу".
Для того, чтобы работать с молодежью, вам необязательно быть молодым, важно быть образованным и т.п., важно иметь ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ  к молодым. Для того, чтобы выстроить отношения с молодежью - требуется время. Возможность строить эти отношения нужно предоставить наиболее подходящим из библиотечного персонала.

 О вовлечении молодежи в деятельность библиотеки шла речь и в выступлении О.В.Синицыной "Молодежная политика и специальные программы для молодежи в библиотеках Великобритании". Наши проблемы сегодня во многом схожи - сильное сокращение финансирования и угроза закрытия.
Несколько поразивших фактов: активное привлечение волонтеров - даже в самой маленькой библиотеке их не меньше четырех; число библиотекарей может быть меньше количества библиотек (один и тот же библиотекарь может работать в нескольких библиотеках по очереди); методической поддержкой занимается специальное агентство за плату (разрабатывает программы, проводит консультации и тренинги, привлекает партнеров).
Меня привлекло в разговоре об английских библиотеках то, что чтение стремятся сделать удовольствием ("книги и чтение как источник радости, познания и самопознания", "интересные мероприятия, вдохновляющие чтение").
Приоритетные задачи библиотек можно взять нам на вооружение:
  • настоящее сотрудничество и вовлечение молодежи в совершенствование библиотечных услуг;
  • возможности волонтерской работы (это не только развитие профессиональных навыков и участие в программах по продвижению чтения для детей, волонтерство развивает у подростков уверенность в себе, чувство нужности);
  • специально спроектированное место для молодежи, дружественное молодежной культуре;
  • привлекательность и доступность (местонахождение, часы работы, процедуры) и т.д. 
(Кстати, про часы работы библиотеки начинался разговор и накануне, во время дискуссии. Был задан вопрос - для кого работает библиотека, если она закрывается в 7 часов? Для молодежи или для пионеров-пенсионеров? Ведущие не дали теме развиться, сказав, что главное для нас сейчас - определить концепцию, а не рассматривать частные случаи. Но, если ДЕЙСТВИТЕЛЬНО рассматривать библиотеку как место для молодежи, то начинать разговор о продлении графика работы библиотек нужно).   

Из опыта английских библиотек можно почерпнуть много интересного. Взгляните сами, например, на впечатления от библиотечных стажировок здесь и здесь.

Шла речь в выступлении и про "третье место" (Справка. "Третье место" - часть городского пространства, не являющееся ни домом, ни работой. Третье место — это пространство в городе для учебы, деловых встреч и работы. Здесь есть Wi-Fi, правильно организовано пространство, сюда просто добраться.).
"Третье место — это место, где человеку хочется быть. Дома он есть, на работу должен, и не хватает именно такого, где хочется быть — чтобы просто встречаться, поработать, подумать, написать. Библиотека по природе своей предназначена для людей, которые не в стае, которые умеют и хотят сами думать. Библиотека сейчас больше становится площадкой для коммуникации, местом, где можно разговаривать на любую тему — вне времени и пространства" - так считает О.Синицына.

Продолжение следует... 

    4 комментария:

    1. На мой взгляд библиотекам срочно надо переходить на более поздний режим работы. Многие люди работают до поздна,а молодежь тем более любит вечера. Если библиотека относится к учреждению культуры, то все культурные мероприятия проходят вечером. Магазины уже перешли на позднее время работы (до 22-24часов.) Музеи постепенно переходят. Я думаю, что и школьные библиотеки должны работать до 20-21часа и в выходные тоже.
      Это привлечет внимание молодежи и взрослого насаления.

      ОтветитьУдалить
    2. Работа в выходные дни для нас обычное явление и нельзя сказать, что приходит больше читателей. Было время, когда работали до 21часа, после 19 посетителей было очень мало. Очевидно, надо искать другие пути.

      ОтветитьУдалить
    3. Мне кажется, зависит от того, чем заниматься, как привлекать (и привлекать ли?).
      Ночные клубы забиты молодежью. А библиотеки часто пустуют и днем, и вечером.

      ОтветитьУдалить
    4. Валентине Николаевне, насчет школьных библиотек: вот интересно, какие школы имеются в виду? У нас в каждой школе по 1 библиотекарю, будь то СОШ или ООШ. И что же, без выходных и до ночи и все за 4-5 тыс.? Ради идеи?

      ОтветитьУдалить

    Моя книжная полка

    Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
    Лицензия Creative Commons
    Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.