Библиотечный блог методиста

понедельник, 7 июня 2010 г.

Информ-обозрение "Хоррор"


В рамках работы по проекту "От библиофобии к библиомании"  у меня накопилось много материала. Буду понемногу выкладывать. В первую очередь - сценарий про литературу ужасов, т.е. хоррор. Мероприятие сопровождала презентация и трейлеры фильмов по упоминаемым книгам. Итак,
Информ-обозрение "Хоррор"
Ведущий 1. Поднимите руки, кто из вас любит читать литературу жанра хоррор? (т.е. страшную)
А ведь было время, когда все вы с удовольствием читали такие произведения. Многие из них дали бы фору любому американскому фильму ужасов. Вспомните: «И посадила Баба Яга Ивасика на свою лопату, хотела она его зажарить и сьесть»…

Ведущий 2. Братья Гримм писали такие сказки, от которых у меня волосы встали дыбом, когда я прочитала оригинал. Меня больше всего поразила сказка про Золушку, в конце которой одной сестре отрезали пятку, а другой палец (чтобы они надели туфельку), а потом добрые птички выклевали им оба глаза. А как выглядит «Красная Шапочка» в оригинале? Если бы по этому тексту сняли триллер? Какая тут «Пила»! Ребёнок бы потом от всякой собаки шарахался, а просьба сходить к бабушке в соседний дом через парк вызывала бы панический ужас.
В школе все сталкивались с детскими страшилки. Я до сих пор помню эти душераздирающие истории про зеленые коленки, красные пятна, черные руки и прочие части тела.

Ведущий 1. Так вот, Стивен Кинг еще в конце семидесятых годов заявил, что подавляющее большинство людей обожают, чтобы их пугали. Нам трудно понять природу страха, хотя страх - это одно из первых чувств, которое мы испытываем. Став взрослыми, мы забываем большую часть того, чего так боялись в детстве. Барьер рационализма пробить все труднее. Но страх от этого не становится слабее. Он просто трансформируется.
Вам нравятся «Американские горки»? Сколько всегда желающих на них прокатиться… Какое от этого удовлетворение? Страх!!! А, как следствие страха, выброс адреналина, который провоцирует возбужденное состояние, сравнимое только с экстазом. Но не у всех такие стальные нервы и сильное сердце, чтобы выдержать это. И вот тут хорошим заменителем данных ощущений становятся «ужасы»… В любой момент, если нервы на пределе, можно оторваться от книги или переключить фильм, а самому пойти на кухню, чтобы пожевать бутерброд или позвонить подруге и рассказать, какая мерзость идет по телевизору.

Ведущий 2. Среди литературоведов распространено мнение, что «литература ужасов» становится особенно популярна в переломные времена. И, в принципе, так оно и есть. Достаточно вспомнить, что деятельность Говарда Филлипса Лавкрафта - отца жанра «хоррор» 20-го века - приходилась как раз на время «великой депрессии» в Америке. Потом его творчество было основательно подзабыто и лишь ближе к концу века снова получило известность. В переломные времена люди начинают особенно отчетливо видеть несовершенство окружающего их мира. Они перестают верить в абсолютную силу науки, перестают надеяться на лучшее. «Литература ужасов» же совершенно намеренно делает акцент на том, что наука - это вообще ничто. Мир непознаваем и чаще всего поворачивается к нам с самой своей дурной и пугающей стороны.
Обратите внимание, что именно в наши дни хоррор переживает «золотые» времена.

Ведущий 1. Но давайте все же разберемся с тем, что же относится к этому жанру.
Основная цель хоррора, как и любой жанровой литературы, - развлечь читателя. Средство хоррора - страх. Именно через него автор в этом жанре «добирается» до читателя. В хорроре встречается три типа страха:
а) страх перед неизвестным (сверхъественный ужас);
б) сублимированный, гипертрофированный «реальный» (социальный, политический и т.д.) страх;
в) страх-отвращение (вываливающиеся внутренности, выдавленные глаза, оторванные конечности и т.д.).
Основной конфликт хоррора - столкновение рационального, морального и иррационального, аморального начал. Происходить оно может, как в рамках одной личности (от «Джекила и Хайда» Р. Л. Стивенсона до «Секретное окно, секретный сад» С. Кинга), так и в виде борьбы между героями, олицетворяющими эти начала («Дракула» Б. Стокера, «Великий бог Пан» Мейчена и др.).
Для хоррора важно постоянное, напряженное ощущение читателем реальности происходящего. Поэтому в хорроре минимальное количество фантастических допущений. В большинстве случаев - одно. Иногда их нет вообще.
Ключевую роль в хорроре играет атмосфера. Создание и поддержание ее - самая главная и самая сложная задача хоррор-автора. Если кому-то и прощается «неживое» описание, скажем, «нехорошего» дома, то только не писателю ужасов. Главное - нажать на нужный рычаг и заставить работать воображение читателя. И вовремя остановиться, не мешая, а лишь подбрасывая уголь в топку.

Ведущий 2. Но вспомним историю. Истоки жанра разумнее было бы назвать предысторией: английский готический роман (например, книги Анны Радклиф, «Франкенштейн» Мэри Шелли, «Монах» М. Г. Льюиса), сказки немецких романтиков (в первую очередь Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа), психологические новеллы Эдгара По и Амброза Бирса.
Большое влияние на формирование жанра оказал английский сенсационный роман середины XIX века (Уилки Коллинз, Эдвард Бульвер-Литтон). В конце XIX века в Англии выходят книги, которые уже можно назвать непосредственно литературой ужасов (от Шеридана Ле Фаню до Брэма Стокера). Классический рассказ этого же периода - «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона.
В Америке в 20-е годы XX века впервые появились произведения Г. Ф. Лавкрафта, Кларка Эштона Смита, Сибери Квинна, Роберта Блоха. Классики 50-х - Шерли Джексон и Ричард Мэтесон. В Германии был популярен Ганс Гейнц Эверс. Всемирную известность получил «Голем» австрийского экспрессиониста Густава Майринка.

Ведущий 1. В России важную роль в развитии жанра сыграл сборник произведений Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Наиболее полно отражает жанр ужасов произведение «Майская ночь, или утопленница». В книге «Миргород» особое место занимает повесть «Вий», которая не раз была экранизирована. Творчество Гоголя, «Пиковая дама» А.С.Пушкина были значимым этапом развития литературы ужасов в России.
В 1841 году выходит отдельной книгой повесть «Упырь» Алексея Константиновича Толстого. Повесть ввела в русскую литературу образ вампира. Произведения А. К. Толстого «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» также носят элементы ужасного. Позднее появляются «таинственные повести» И.С.Тургенева, «Бобок» Ф.М.Достоевского и другие.
На рубеже XX века сверхъестественное возвращается в массовую беллетристику («Жар-цвет» Александра Амфитеатрова, повести Веры Желиховской — сестры Елены Блаватской, романы Веры Крыжановской-Рочестер). Русские символисты — В. Брюсов, Ф. Сологуб, Андрей Белый, Л. Андреев, А. М. Ремизов — восприняли пропущенную через Бодлера традицию Эдгара По. У Белого мотивы мистического хоррора звучат в романе «Петербург», у Ремизова — в рассказах «Чёртик» и «Жертва». Характерное произведение этого периода — «Стереоскоп» Александра Иванова. В 1912 году выходит пародия на «Дракулу» — «Вампиры», подписанная «б. Ольшеври», то есть «больше ври».

Ведущий 2. Но вернемся в наши дни. Настоящие знатоки хоррора применяют различные системы классификации книг и фильмов. Мы считаем наиболее характерными для художественной литературы такие виды:
Триллеры, в том числе «саспенс» (состояние тревожного ожидания, беспокойства), слэшер (маньяки) и т.д. В этих книгах сверхъестественное отсутствует.
• Мистика, в т.ч. вампиры, монстры, призраки, оборотни, ведьмы и т.д.
• Зомби.
• Космические ужасы (в т.ч. пришельцы).
• Энимал-хоррор, где ужасная роль достается животным.
• На стыке различных направлений и др.

Ведущий 1. «Королем» жанра хоррор по праву считается Стивен Кинг. Его судьба — воплощенный американский миф. Не слишком счастливое детство и юность. Многочисленные неудачи. Неистовый труд. Невероятный успех, огромная слава, много-много денег. Преодоление пороков. И хэппи-энд. В общем, готовый сценарий для голливудского фильма. Такова история «рожденного в США» короля современного ужаса Стивена Кинга. Как же все начиналось?

Ведущий 2. Кинг начал писать с детства, после того как на чердаке в доме своей тетки он обнаружил ящик, набитый фантастикой и ужастиками. Позднее с братом Дэвидом издает свою газету, выходящую тиражом 20 экземпляров и распространяемую среди знакомых. Подростком Стивен со своим лучшим школьным другом создает сборник из восемнадцати коротких рассказов, названный «Люди, места и твари - том I». Затем на старом ротапринте издается рассказ «Вторжение со звезд», разошедшийся по друзьям и знакомым несколькими десятками экземпляров. Свой первый по-настоящему опубликованный рассказ «Я был подростком, грабившим могилы», Кинг написал в 18 лет. Рассказ был опубликован в Comics Review. Во время учебы в университете Кинг пробовал писать романы, но получил отказ от издательств. Каждый отказ он тяжело переживал и на время прекращал писать.
Во время обучения Стивен познакомился со своей будущей женой Табитой, с которой счастливо живет до сих пор. После университета он долго не мог устроиться на работу о специальности, приходилось подрабатывать в прачечной и жить на сбережения Табиты. Получив работу преподавателя английского, Кинг упорно продолжал писать рассказы и работать над романами по вечерам и в выходные. Так же упорно издательства и журналы продолжали отклонять его рукописи.

Ведущий 1. Поворотный момент в жизни Стивена настал в тот момент, когда его жена обнаружила в мусорной корзине три смятые черновые страницы нового романа и прочитала их. Именно Табита настояла на том, что в идее о затравленной одноклассниками девушке с паранормальными способностями что-то есть. Кинг дописал роман и отослал его в издательство. Вскоре роман включили в план и выплатили Кингу аванс в размере двух с половиной тысяч долларов. Любопытно, что когда «Кэрри» приняли, с Кингом долго не могли связаться: у него даже на телефон денег не было!
12 мая 1973 года единственный телефонный звонок раз и навсегда изменил жизнь Стивена Кинга: права на издание «Кэрри» перепроданы другому издательству за четыреста тысяч долларов. По контракту Кинг получал ровно половину этой суммы. Баснословный гонорар позволил ему оставить работу преподавателя и всецело посвятить себя любимому делу - писательству. С тех пор новые произведения выходят из-под его пера с завидным постоянством и по сей день. Книги Стивена Кинга переведены на 33 языка, во всем мире отпечатано больше 300 миллионов экземпляров его книг. Романы Кинга многократно экранизировались, но очень часто видение режиссера не совпадало с видением Кинга. Яркий пример подобного расхождения взглядов - известная картина "Сияние" Стэнли Кубрика.

Ведущий 2. В конце 70-х Кинг переименовал один из своих ранних романов и издал его под псевдонимом Ричард Бахман. Бахман стал культовым писателем и успел написать еще пять книг, прежде чем любознательный клерк книжного магазина Стив Браун понял, что книги Кинга и Бахмана писал один и тот же автор! Кингу показалось весьма забавной ситуация, что истину выяснил никому неизвестный клерк из Вашингтона, а не «Нью-Йорк Таймс» или какой-нибудь профессиональный охотник за сенсациями.
В 2003 г. Стивен Кинг был удостоен одной из высших литературных наград США в области литературы - медали «За выдающийся вклад в американскую литературу». Получение подобной премии означает фактически присвоение статуса живого классика американской литературы.

Ведущий 1. В отличие от многих своих поклонников, Стивен Кинг выглядит нарочито нормальным: высокий голубоглазый человек в очках с черными волосами с проседью, в джинсах и простой рубашке. Кинг обожает рок-музыку и бейсбол, пьёт пепси и тихо живёт в Бангоре, штат Мэн, с женой и детьми. За Кингом навсегда закрепился статус писателя романов ужасов, хотя он боится многих вещей, например пауков и темноты. «Но что-то ненормальное происходит со мной, когда я пишу. Кем бы я ни был, когда не работаю - это один человек. Но есть кто-то другой, кто пишет книги».

Ведущий 2. Люди боятся читать Стивена Кинга, а сам Кинг боится читать Дина Кунца. Дин Кунц - один из лидеров (наряду с С.Кингом) современной «литературы ужасов», автор более 60 книг. Суммарный тираж превысил 200 миллионов экземпляров.
Мечтой Дина Кунца всегда была писательская карьера. Еще во время учебы в университете начал писать рассказы и победил в конкурсе журнала «Атлантик Мансли». Работал координаторам программы помощи беднякам, преподавал в школе, продолжал писать. Затем получил от жены предложение, перед которым не смог устоять: она пообещала содержать мужа в течение пяти лет, за которые он должен был добиться успеха как писатель - или навсегда покончить с занятиями литературой. Первая же вышедшая в 1968 году книга принесла молодому автору читательский успех. С тех пор он известен во всем мире как мастер триллеров, которые держат в напряжении с первой и до последней строчки.

Ведущий 1. Он начал свою литературную карьеру с произведений традиционной научной фантастики. Лучшим научно-фантастическим произведением Кунца остается роман "Кошмарное путешествие". С 1975 г. Дин Кунц переключился почти исключительно на "литературу ужасов" (изредка выступая и в других жанрах), причем отдавая предпочтение ужасам психологическим (suspense). Однако и в его поздних романах встречаются вкрапления тем и образов научной фантастики.
Из-под его пера вышли десятки увлекательнейших романов, переведенных на 38 языков. Среди них наиболее известны: «Ангелы-хранители», «Плохое место», «Холодный огонь», «Логово», «Полночь», «Фантомы». Своими профессиональными секретами признанный автор поделился в книгах «Как писать популярную литературу» и «Как писать книги-бестселлеры»
В своем творчестве Кунц сделал ставку на дотошность и доскональное знание предмета. За 30 лет он собрал в своей библиотеке более 50 тысяч томов специальной литературы. Вдумчиво и серьезно читал учебники по психиатрии, психопатологии, социологии преступности, химии и биологии и все это потом использовал в книгах.
По романам Кунца поставлен ряд кино- и телефильмов, в том числе «Лицо страха», «Фантомы», «Ангелы-хранители» («Наблюдатели») и др.

Ведущий 2. Одним из популярных авторов в жанре хоррор является Клайв Баркер. Он весьма разносторонняя личность. Его первый сборник рассказов в формате трех томов под названием «Книги крови» не имел большого успеха в Великобритании, но заявил о себе в США. Именно это издание многие расценивают как выход на литературный рынок нового направления – сплаттерпанк. Дебютный роман «Проклятая игра» вызвал бурю восторгов по обе стороны Атлантики, его даже выдвигают на Букеровскую премию. Баркера начинают именовать самым перспективным писателем стиля «horror», и сам Стивен Кинг называет его своим преемником.
Из-под пера Клайва Баркера выходят романы «Сотканный мир», «Кабал» (в России известен как «Племя тьмы»), «Явление тайны» и другие. Фирменный стиль Баркера - сочетание фантастики, эротики и ужаса. В 1991 году Клайв получает звание Грандмастер от Ассоциации Писателей Ужасов.

Ведущий 1. Баркер пишет не только романы ужасов. Любимый его проект - фэнтэзийный роман «Имаджика». В 1992 году выходит детская сказка «The Thief of Always: A Fable» с иллюстрациями автора, которая впоследствии была внесена министерством образования Великобритании в обязательный список литературы для чтения в средней школе. В 2002 году выходит первая книга серии «Абарат» — детская сказочная книга, со множеством иллюстраций, сделанных самим Баркером. Уже сейчас сказке прочат славу второй “Алисы в стране чудес”.

Ведущий 2. Наряду с литературой Баркер весьма успешно занимается живописью, скульптурой, кино. В 1985 г. Клайв Баркер написал сценарий для фильма «Подземный мир». После того, как две экранизации его рассказов ему не понравились, Баркер решает сам заняться режиссурой. Результатом становится фильм «Восставший из ада» (1987), позже породивший три продолжения. В 1990 году К.Баркер экранизировал своё произведение «Кабал», фильм получил название «Ночное племя». После выхода фильма последовало издание иллюстрированного сценария, серии комиксов, а также две аркадные игры. Вскоре по его рассказу ставится фильм «Кэндимен», в котором Баркер выступил исполнительным продюсером. В 1995 году Баркер вновь выступает в качестве режиссёра, на этот раз он снимает фильм «Повелитель иллюзий». В 1998 г. «Боги и монстры», который Баркер продюсировал, получает Оскар за лучшую адаптацию сценария.
Клайв Баркер продолжает писать романы, создает сценарии и героев для компьютерных игр. В 2008 году вышел фильм «Книга крови»— фильм ужасов по одному из его произведений. В том же году снят фильм по рассказу «Полуночный мясной экспресс». Клайв выступил в роли продюсера этого фильма.

Ведущий 1. Даже если вы никогда не интересовались хоррором, то о вампирах вы наверняка знаете много. Вампиры – это любимая тема у многих писателей на протяжении столетий. Появились вампиры сначала в поэзии, романтики сделали их метафорой смертельной страсти. Триумфом в прозе вампиры обязаны Джону Уильяму Полидори в начале XIX века. После его новеллы начинается настоящая мода на вампиров в театре и в популярной литературе, продолжающаяся несколько десятков лет. 
Важной вехой стала публикация «Дракулы» Брэма Стокера. Именно эта книга создала миф о вампирах, существующий до сих пор. Сам автор был удивлен успехом своего произведения. Он не был писателем, а работал режиссером в театре. С раннего детства Стокер увлекался фантастическими произведениями и перечитал всю классику вампиризма. Желая написать нечто подобное, он стал изучать трансильванские легенды и документы о вампиризме. Став членом тайного ордена «Золотая заря», Стокер приобщился к оккультизму и черной магии. Его книга стала настоящей классикой жанра, его эталоном и послужила причиной бурного всплеска всемирного увлечения «вампирской» темой.

Ведущий 2. Поначалу в произведениях вампиры представали монстрами и злодеями. Но к концу XX столетия отношение меняется, к ним начинают относиться с пониманием и сочувствием. Оказывается, что вампиры способны, подобно смертным, страдать и радоваться, любить и ненавидеть, вечно искать ответы на вечные вопросы...
Произведений о вампирах множество. Наиболее популярны сегодня книги Энн Райс, Лорел Гамильтон, Барбары Хэмбли, Стефании Майер.

Ведущий 1. Энн Райс (или Анна Райс, в зависимости от перевода)
Анна Райс появилась на литературной сцене в 1976 г. с романом «Интервью с вампиром». Читатели увидели в главном персонаже вампире воплощение совершенного аутсайдера - символическую фигуру для подростков и одиноких обитателей городских квартир. Критики нашли ее воображение очень богатым. Они не знали, что автор романа два года беспомощно наблюдала за умиранием своей единственной дочери Мишель от лейкемии. После смерти дочери она пила и писала целыми ночами. Именно памяти Мишель посвящена книга «Интервью с вампиром». Роман, отвергнутый сначала в нескольких издательствах, становится популярным, студия «Парамаунт» приобретает права на его экранизацию.
В 1978 г. рождается второй ребенок – сын. Анна Райс продолжает писать и публиковать книги, как под своим собственным именем, так и под псевдонимами. Псевдонимом «Энн Рэмплинг» она подписывает «мэйнстримовские» романы, а псевдонимом «Э. Н. Рокелер» - эротические романы садомазохистской направленности. Наибольшей популярностью пользуются серии «Вампирские хроники» и «Ведьмы из семейства Мэйфейр». В последних произведениях Анны Райс собственную историю рассказывает Иисус.
Ее книги отличаются завораживающей атмосферой столетий - от Древнего Рима до наших дней: красочные описания средневековой Венеции, Киевской Руси, Англии, Германии манят и затягивают своей мрачной красотой. Чувства героев передаются настолько тонко и красиво, что не устаешь удивляться красивому и элегантному стилю повествования. Книги Анны Райс предназначены для взрослого и терпеливого читателя. Их считают лучшим из всего, что написано о вампирах.

Ведущий 2. Стефани Майер
Книги Стефани Майер среди молодежи приобрели культовый статус. По словам самой писательницы, 2 июня 2003 г. ей во сне явилось видение про двоих влюбленных, сидящих на лугу. В представленной картине юноша-вампир, несмотря на искреннее чувство, жаждал испить крови своей возлюбленной, смертной девушки… Из этого сна впоследствии вырос роман "Сумерки". Роман, предназначенный в первую очередь для подростковой аудитории, появился на прилавках книжных магазинов в США осенью 2005 г. и имел оглушительный успех (пятое место в национальном списке бестселлеров). В дальнейшем Майер выпускала по одному сиквелу в год «Новолуние» (2006), «Затмение» (2007), «Рассвет» (2008). Книги были переведены на 26 языков, только в США продано свыше 8 миллионов экземпляров книг Стефани Майер. По всему миру насчитываются сотни сайтов поклонников творчества писательницы. Огромный успех имели и экранизации первых двух книг С.Майер. В 2008 г. Майер выпустила первый роман для взрослой аудитории — «Гостья».
В обычной жизни Стефани Майер — мать троих детей и прихожанка Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Среди ее любимых писателей Орсон Скотт Кард, Джейн Остин, Уильям Шекспир, Шарлота Бронте, Дафна Дюморье и другие.

Ведущий 1. Многие критикуют Майер за банальность сюжетов. Но ведь главное в ней не это. Главное, что Майер, с присущей ей легкостью, вносит в нашу серую повседневность сказку и любовь. Разве это так плохо? Разве не хочется иногда возродить в своей душе детские мечты и стремления, переживания первой любви, когда ты еще ничего не знаешь о взрослой жизни (работа, дом, работа) и мечтаешь только о светлом и бесконечном будущем с ним, с единственным.
О чем же книги С.Майер? Это истории о безысходности, о надежде, о компромиссе, о любви. С самого начала все противостояло против главных героев. Он – существо, которое впервые за всю свою долгую, полную горя жизнь познал любовь. И монстр внутри него хочет убить единственного человека на Земле, ради которого он вообще существует. Она – человек, которому придется принять серьезное решение – стать таким же монстром. Отказаться от семьи, своей человечности, со стороны увидеть, как со временем умрут все, кого она любит. Как совместить два несовместимых мира и чем же все закончится?

Ведущий 2. Сегодня среди популярных зарубежных писателей в жанре хоррор: Роббер МакКамон, Ричард Мэтесон, Дэн Симмонс, Ричард Лаймон, Том Холланд, Джон Уиндем, Джо Хилл (кстати, сын Стивена Кинга) и другие.

Ведущий 1. В России немного писателей, которые специализируются на «ужастиках» — Алексей Атеев, «некрореалист» Андрей Дашков, Валерий Роньшин, Светлана Синявская, Виктор Точинов. Своеобразный отечественный автор в этом жанре Анна Старобинец. Ее называют русским Стивеном Кингом. Анна Старобинец закончила МГУ, известна в прошлом как редактор отдела культуры в журнале «Эксперт», сейчас - журналист в «Русском репортере», писатель, сценарист. По ее сценарию поставлен фильм «Книга мастеров».
По Старобинец, хоррор — не театр бытовой жестокости, а пронзительный триллер, автор которого последовательно нажимает на потаенные болевые точки: террористы в метро, замкнутое пространство крошечных городов, зловещая серость повседневности. Старобинец то и дело вплетает в свои тексты былинную нечисть: в новой ее книге «Резкое похолодание», к примеру, действуют ведьма, домовой и хлебниковский Жилец вершин. Она считает, что в России хоррор является по-прежнему довольно маргинальным жанром. Ведь для востребованности хоррора как такового необходим сформировавшийся средний класс, так как это обстоит на Западе.

Ведущий 2.  Сегодня мы вам лишь приоткрыли завесу тьмы над жанром хоррор. Но надеемся, что  теперь вы никогда не будете считать этот жанр низким и недостойным вашего внимания.

Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.