Библиотечный блог методиста

вторник, 22 июня 2010 г.

"Чтоб не забылась та война" - студия "Наследники"

Что такое война?
«Это страх для всех людей, ужасное событие, где погибает много солдат и обычных людей. Война – это смерть, кровь, ужасные муки, которые не кончаются даже в послевоенные годы. Это крики сердца о помощи», так думают дети 9-10 лет. «Это глупость людей, противостояние душ, конец жизни, борьба за власть, борьба за право быть свободным, самое страшное, что может быть на земле», считают школьники 11-12 лет. 13 -15-летние думают, что «это чёрное пятно в истории человечества, соперничество между странами, борьба государств за территорию».
60 определений - и каждый прав... 60 детей и подростков, ответивших на анкету «Что я знаю о Великой Отечественной войне» библиотеки-филиала №7… Именно с этой анкеты начинался проект «Чтоб не забылась та война», задачей которого было создание студии «Наследники».
После обработки анкеты были размещены на больших листах и вывешены в библиотеке на «Забор-газете», где с ними могут познакомятся все желающие.
Анализ анкеты показал, что 26 % книг о войне не читали вообще. Только 45% вспомнили названия прочитанных книг, значительно меньше – авторов. Знания о войне оказались очень поверхностные. Поэтому основной акцент в работе студии «Наследники» был сделан на освещении ключевых битв через судьбы отдельных людей и на привлечение детей к чтению книг военной тематики. Программа студии «Наследники» позволила:
• Выстроить систему последовательного проведения мероприятий различного формата для всестороннего освещения темы;
• Привлечь родителей и представителей старшего поколения для совместной работы с юной аудиторией по постижению трагизма повседневной жизни в военные годы;
• Показать ребятам, что за словами «великая битва», «великая победа» стоит конкретный человек.
Такие крупные мероприятия как документально-литературная композиция «Москва в солдатской шинели», урок мужества «Стоять и о смерти забыть» (Сталинградская битва), литературно-музыкальная композиция «Поле русской славы – Курская дуга», вечер памяти «Город мужества и славы» (блокада Ленинграда) позволили показать детям масштаб происходивших событий, мужество солдат, готовность пожертвовать жизнью во имя победы. Исторический турнир «Великие битвы Великой Отечественной» помог понять хронологию событий.
По ходу сценариев звучали стихи, песни военных лет, отрывки из писем с фронтов, радиосообщения тех лет. Демонстрировалось большое количество кадров с фотографиями участников этих битв, отрывки из документальных и художественных фильмов – всё это помогало ощутить атмосферу военного времени и воспринималось очень эмоционально. Каждое из мероприятий было проведено несколько раз.
Неожиданной стороной повернул военные события урок-благодарность «Они помогали победить» для младших школьников. Детям были предложены художественные и документальные рассказы о животных, бывших на войне вместе с людьми и внесших свой вклад в победу. Они, как и люди, тоже жертвовали жизнью. Рассказ библиотекаря сопровождался уникальными фотографиями военного времени, отрывками из фильмов с участием животных. После этого имеющиеся в библиотеке книги охотно разбирались.
Были подготовлены красочные рекомендательные списки «Читаем книги о войне», которые разместили в школах № 6 и 13. Такие же списки до сих пор находятся на «Забор-газете». Эти рекомендации помогли организовать «литературный десант» в школе №13 и провести эмоциональные обзор-беседы по книгам В.Быкова – «Сотников» и «Обелиск», Э.Казакевича – «Звезда».
В дни каникул видеогостиная «И фильм расскажет о войне» приглашала на просмотр старых фильмов о войне «Мишка принимает бой» и «Сын полка». После просмотра библиотекари проводили небольшое обсуждение увиденного. Оно помогало лучше понять и правильно оценить показанное в кинофильме. Посетителями гостиной стали 87 детей.
Важно, чтобы история войны входила в сердце ребенка через историю его семьи, тогда события тех лет станут ближе, понятнее, значимее. С начала года было задумано собрать материал для книги воспоминаний. На предложение библиотеки принять участие в создании такой книги о прошедших войну родных откликнулись дети и родители 5-б класса школы №13. При содействии библиотекарей и родительского комитета класса дети и родители оформили воспоминания в виде сочинения «Война в судьбе моей семьи». При работе над этим сочинением бабушки и дедушки рассказывали детям и внукам о своих родителях, т.е. прадедах наших читателей, прошедших войну. Чаще всего это горестные воспоминания. Никого из героев этих сочинений уже нет в живых. Кого-то забрала война, кого-то - возраст. Но важно, что дети, слушая рассказы старших, ощущали эту связь и преемственность поколений, которая делает семью единым целым. При содействии рекламной студии «Графика» сочинения детей оформлены и напечатаны книгой под названием «Мы помним». Презентация была намечена на май, но загруженность в школе ее авторов помешала ее провести. Поэтому Презентация книги состоится уже осенью.
Н.К.Хозинская, заведующая библиотекой-филиалом №7, говорит: «Разнообразие проведённых мероприятий, применение различных форм и методов подачи материала, богатое визуальное, аудио- и видеооформление мероприятий задействовало различные формы восприятия у слушателей. Из предлагаемого потока информации каждый ребёнок, присутствовавший на мероприятиях в библиотеке, находил для себя приемлемый вариант, чтобы прикоснуться к теме войны. Кто-то готовил небольшое устное выступление, дополняя библиотекаря, или делился семейными воспоминаниями об участниках войны, кто-то своими рисунками дополнял оформление библиотеки или читал стихи, кто-то рассказывал о прочитанной книге или пытался вслух осмыслить услышанное от библиотекаря, кто-то, взволнованный, всплакнул. Подводя итоги проведённой работы, можем сказать, что никто, кроме нас, в этот период не разговаривал с детьми о войне так доступно, взволнованно, искренне. Мы услышали от педагогов и родителей много слов благодарности и уверены, что у большинства из 812 детей, принявших участие в тридцати мероприятиях, останется в памяти маячок, который просигналит в нужный момент о событиях в истории родной страны, которые нужно помнить».






9 комментариев:

  1. Дополню, что библиотека-филиал №7 - это детская библиотека.

    ОтветитьУдалить
  2. В чем цель анкетирования? Определить направление и наполняемость работы студии "Наследие"? В чем задачи? Проверить знания фактов о войне? Зачем? Это дело школы. выявить читают ли книги овойне вообще? Какие книги пользуются популярностью? Что думают о той войне и вообще о войнах? По каждой из этих задач могут быть свои выводы и интерпретации. В данной информации заявленные итоги анкетирования не соответствуют выводам. Не хватает личностной интерпретации авторов анкеты. А мероприятия проведены интересные. Только слишком многословно о них написано, не хватант терпения прочитать до конца.

    ОтветитьУдалить
  3. Во-первых, привлеку сам седьмой филиал включиться в обсуждение.
    Во-вторых, то, что сама знаю на данный момент. Целью анкетирования было выявить объем знаний. Во времена, например, моего детства книги о войне были весьма популярны,фильмы постоянно показывали, поэтому и мы знали много, и позиция четкая была в отношении войны и т.п. А сейчас к героям Великой Отечественной даже Чапаева с Кутузовым могут отнести (это из исследования Чуваш.респ.дет-юнош.б-ки).

    ОтветитьУдалить
  4. продолжаю, а то меня отвлекли... поэтому и библиотекари хотели сначала понять, что сегодняшние дети знают о войне (знания оказались очень поверхностные, увлеченных военной тематикой тоже не нашлось) и на основе этого уже строить дальнейшую работу.

    ОтветитьУдалить
  5. То что сегодняшние дети мало знают фактов о Великой Отечественной понятно и без особых анкетирований. И вообщем-то естественно..."Стирает время имена и даты..." Это ваш арзамасец Шестериков... А вот вопрос о том имеют ли они четкую позицию... это то, что сейчас важно. Вот тут нужно не только знать, но более всего понимать. Я не видела полностью вашу анкету, но ее можно продолжить, сосредоточившись только на худ произв о той войне. См. рекомендации к НДК-2010 НГОДБ. Тоже хвастаюсь

    ОтветитьУдалить
  6. а вот этих рекомендаций я точно не видела, спрошу девчонок, познакомлюсь. анкета короткая была, 4 вопроса:
    - я думаю, что война - это...
    - я знаю, что была война (когда, с кем)...
    - о войне я узнал (откуда)...
    - я читал книги о войне (автор, название)...

    ОтветитьУдалить
  7. Зачем библиотеке (библиотекарю) выявлять ОБЪЕМ ЗНАНИЙ школьников о войне? Чтобы пополнять? Как?Вливать и вливать в них информацию, которую они не хотят знать. "Война - это человеческая трагедия, в последне акте которой играют правнуки тех, кто бился в первой ее части" //Биб. дело.- 2010.- № 7.-С.12. Сейчас важнее - осмысление и понимание. Если подросткам станет интересно именно этот процесс осмысления, они и факты узнают и книги прочтут.
    В посте Вы написали "освещение ключевых битв через судьбы отдельных людей" Но в анкете об этом ничего не спрошено. Откуда вывод? Было ли у авторов анкеты предположения какие ответы они получат? И что потом с этими ответами делать? Конкретно с этими вопросами и с этими ответами? Да я, собственно, не о войне, а о методике составления анкет. В вашей анкете вопросы не функциональны.

    ОтветитьУдалить
  8. как было в одном из комментариев: такого бы методиста да в каждую библиотеку... обещали мне, что в понедельник сам седьмой филиал подключится и будет отвечать. про методику составления анкет согласна, у нас с этим не очень. а "освещение битв" взяли как одну из тем, связанных с войной.

    ОтветитьУдалить
  9. поскольку я достаточно плотно занимаюсь вопросами библиотечный исследований, помогу чем могу, задавайте вопросы.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.