Великие писатели нашего времени. III. «Премиальные авторы»
Журнал Timeout выбрал 30 писателей, которые претендуют на место в школьной программе по литературе для наших внуков.
III. «Премиальные авторы»
Двусмысленность эпитета здесь допущена сознательно: с одной стороны, это авторы, известные преимущественно по вовлеченности в «Премиальный процесс», то есть регулярно фигурирующие в шорт- и лонг-листах разнообразных премий, а с другой – безусловно имеющие отношение к тому, что в обычном, не книжном маркетинге назЫВАЕТСЯ «Премиум-классом».
Дмитрий Быков (р. 1967)
Знакомство с личностью и деятельностью Дмитрия Быкова – лучший способ уверовать в возможность переселения душ. Потому что чем дальше, тем больше Быков становится похожим на легендарного Дюма-отца – только воплощенного в современных русских реалиях. Обоих писателей отличает не только невероятная плодовитость, но и обращение ко всем мыслимым литературным и публицистическим жанрам одновременно. Дюма считали «фельетонистом» – и безусловная, «явочным порядком» принадлежность Быкова к «премиальной литературе» тоже вызывает невероятное раздражение у критиков. Оба они – признанные своими современниками жизнелюбы и хлебосолы. Ну и, наконец, просто сравните фотографии Быкова и Дюма. У Быкова подрастают двое детей. Неужели лет через 15 появится «Быков-сын»?
Главные книги: «ЖД», 2007, «Булат Окуджава», 2009
Александр Иличевский (р. 1970)
Московский «физикоматематический мальчик» родом из азербайджанского Сумгаита, как множество других подобных мальчиков его поколения, в начале 1990-х уехал в Америку заниматься научной работой. То есть усердно ковать американскую мечту. Но в 1998 году все-таки вернулся в Россию – для того, чтобы стать русским писателем. И вполне успешно: за 13 лет – шесть больших вдумчивых романов, среди которых – «Перс», «Матисс», «Математик», высоко оцененные критикой. И это не считая сборников стихов и рассказов. В последние годы предпочитает жить и творить в купленном в Тарусе доме.
Главная книга: «Перс», 2009
Михаил Шишкин (р. 1961)
Автор романов «Взятие Измаила», «Венерин волос», «Письмовник» (все три инсценированы в разных театрах), проведший детство в коммуналке на Арбате, по языку, мышлению и даже по образу жизни оказался самым утонченным русским европейцем-космополитом, любимцем западных издателей и прямым наследником Тургенева и Набокова. С последним его объединяет не только проживание в Швейцарии, но и попытки сочинительства на другом языке, кроме русского. Правда, не на английском, а на немецком, и не романов, а беллетризованных путеводителей и травелогов.
Главные книги: «Венерин волос», 2005, «Письмовник», 2010
Андрей Геласимов (р. 1966)
Дебютировал в печати как переводчик английской литературы. Что не странно, учитывая деятельность Геласимова в качестве доцента кафедры английской филологии Якутского университета. Как оригинальный автор дебютировал в 2001 году повестью с ласкающим слух названием «Фокс Малдер похож на свинью». С того времени и названия его книг, и их содержание стали гораздо классичнее. После полученного Геласимовым в 2008 году «Национального бестселлера» за «Степных богов» издательство «Эксмо» выпустило «сайд-проект» – детскую повесть «Кольцо Белого Волка», которую он писал во время стажировки в Великобритании и главами посылал домой детям.
Главная книга: «Степные боги», 2009
Ольга Славникова (р. 1957)
«Под» Ольгу Славникову литературные критики специально придумали новый термин: «уральский магический реализм». Первый ее роман, «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», впрямь завораживал и поражал размахом, хотя пробраться через него было непросто даже опытным читателям. Последующие романы, не теряя яркой образности, становились раз от разу все сдержаннее и прозрачнее. И последний – «Легкая голова» – воспринимается уже чуть ли не как сатира на злобу дня. Возможно, сказывается десятилетняя работа писательницы по руководству молодежной премией «Дебют».
Главные книги: «2017», 2006, «Легкая голова», 2010
Мария Галина (aka Максим Голицын) (р. 1958)
Наследница братьев Стругацких по прямой линии. В том смысле, что пишет фантастику, которая, с одной стороны, является фантастикой (одно название чего стоит – «Хомячки в Эгладоре»), а с другой – свободно себя чувствует за пределами «фантастического гетто», из которого прочие отечественные записные фантасты ни ногой: публикуется в «Новом мире» (в котором сама Галина работает) и прочих литературных журналах, входит в шорт-листы «больших» литературных премий.
Главные книги: «Малая Глуша», 2009, «Медведки», 2011
Отличный обзор. И как нельзя кстати. Спасибо
ОтветитьУдалить