Журнал Timeout выбрал 30 писателей, которые претендуют на место в школьной программе по литературе для наших внуков.
V. Живые классики. Те, встречаясь с которыми на автограф-сессии, невольно думаешь: «Елки-палки, я ж его в школе читал, В институте по нему экзамен сдавал!» Много их, естественно, быть не может. А после недавней смерти Солженицына, Аксенова, Айтматова стало еще меньше.
Андрей Битов (р. 1937)
Вошел в историю русской литературы (и соответствующего курса лекций гуманитарных вузов) «Пушкинским домом» (1978, опубликовано в России в 1987-м) – изощренным и изысканным описанием замкнутого в стенах этого самого «дома» интеллигентского мира Ленинграда 1960–1970-х, с «вымирающими старцами и их деканствующими детьми и аспирантствующими внуками». Впоследствии увлекся воспеванием малых божков пушкинского культа («Вычитание зайца»), мелодекламациями пушкинских черновиков в сопровождении новоджазовой музыки и прочими эзотерическими ритуалами. Удостоился премии «Большая книга» 2007 года – но не за конкретное произведение, а за «честь и достоинство» вместе с Валентином Распутиным.
Главная книга: «Пушкинский дом», 1978
Валентин Распутин (р. 1937)
Сверстник Битова и полная его противоположность. Родился в Сибири, работал журналистом на комсомольских стройках, широко известным и посоветски успешным стал в тридцать лет с выходом повести «Деньги для Марии», сделался Героем Социалистического Труда и дважды кавалером ордена Ленина. Несмотря на это наотрез оказывается переезжать в столицы из Иркутска. В 1990-е стал яростным публицистом-консерватором и упертым «почвенником». Последнее художественное произведение – «Дочь Ивана, мать Ивана» – опубликовал в 2004 году. Уже несколько поколений школьников изучают «Уроки французского» и «Прощание с Матерой», зубря при этом: «Валентин Распутин – деревенская проза».
Главная книга: «Уроки французского», 1973
Саша Соколов (р. 1943 в Оттаве)
Уточнение «родился в Оттаве» многое определяет. Как многие представители советской элиты второго поколения, был убежденным антисоветчиком. А как уроженец Оттавы – имел право на канадское гражданство. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что в 1965 году Саша был задержан пограничниками при попытке перейти советско-иранскую (!) границу. Дело замяли, а сам Саша все-таки удрал за границу менее экзотическим способом – женившись на австриячке. Это все не имело бы значения, если бы не три романа, сочетающие модернистский поток сознания с постмодернистской цитатностью и чисто русской интонацией: «Школа для дураков» (1976), «Между собакой и волком» (1980) и «Палисандрия» (1985). Со второй половины 2000-х Саша снова начал публиковать изысканную стихопрозу – «проэзию», как называет ее он сам.
Главная книга: «Школа для дураков», 1976
Эдуард Успенский (р. 1937)
Трудно поверить, но Чебурашка, Крокодил Гена и Старуха Шапокляк, Дядя Федор, Шарик и Кот Матроскин не фольклорные персонажи, подобно Бабе-яге, а порождения фантазии и особого взгляда на мир конкретного человека Эдуарда Успенского. Как и другим знаменитым советским авторам, переход к новой реальности дался ему небезболезненно. Книги 1990-х вроде «Бизнеса крокодила Гены» и «Любимой девочки Дяди Федора» сейчас предпочитают не вспоминать.
Главная книга: «Дядя Федор, пес и кот», 1973
Фазиль Искандер (р. 1929)
Когда весь мир открыл для себя Габриэля Гарсию Маркеса, у советских читателей уже был полноценный его аналог – Фазиль Искандер, под чьим мудрым и лукавым пером его родная Абхазия представала какой-то зачарованной Колумбией, а родной Сухум (слегка замаскированный под анаграммой Мухус) и горное село Чегем – настоящим Макондо, населенным, как и подобает эпосу, легендарными силачами, мудрецами и злодеями. То, что отец девятилетнего Фазиля, иранец по происхождению, был депортирован из СССР, в эпос, естественно, попасть не могло.
Главная книга: «Сандро из Чегема», 1973
Владимир Войнович (р. 1932)
Создатель современного фольклорного персонажа – солдата Ивана Чонкина, вставшего в тесный ряд между Швейком, Теркиным и просто Солдатом из русских сказок. В 1986 году писатель выпустил едкую антиутопию «Москва 2042», которая, по уверениям поклонников, приближается с каждым годом – и не только в хронологическом смысле. После третьего продолжения «Чонкина» 2007 года Войнович переключился с литературы на живопись.
Главная книга: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», 1963–1975
Читать еще:
Великие писатели нашего времени. I. «Актуальные», или «Пубертатные»
Великие писатели нашего времени. II. Мэтры
Великие писатели нашего времени. III. «Премиальные авторы»
Великие писатели нашего времени. IV. Беллетристы
V. Живые классики. Те, встречаясь с которыми на автограф-сессии, невольно думаешь: «Елки-палки, я ж его в школе читал, В институте по нему экзамен сдавал!» Много их, естественно, быть не может. А после недавней смерти Солженицына, Аксенова, Айтматова стало еще меньше.
Андрей Битов (р. 1937)
Вошел в историю русской литературы (и соответствующего курса лекций гуманитарных вузов) «Пушкинским домом» (1978, опубликовано в России в 1987-м) – изощренным и изысканным описанием замкнутого в стенах этого самого «дома» интеллигентского мира Ленинграда 1960–1970-х, с «вымирающими старцами и их деканствующими детьми и аспирантствующими внуками». Впоследствии увлекся воспеванием малых божков пушкинского культа («Вычитание зайца»), мелодекламациями пушкинских черновиков в сопровождении новоджазовой музыки и прочими эзотерическими ритуалами. Удостоился премии «Большая книга» 2007 года – но не за конкретное произведение, а за «честь и достоинство» вместе с Валентином Распутиным.
Главная книга: «Пушкинский дом», 1978
Валентин Распутин (р. 1937)
Сверстник Битова и полная его противоположность. Родился в Сибири, работал журналистом на комсомольских стройках, широко известным и посоветски успешным стал в тридцать лет с выходом повести «Деньги для Марии», сделался Героем Социалистического Труда и дважды кавалером ордена Ленина. Несмотря на это наотрез оказывается переезжать в столицы из Иркутска. В 1990-е стал яростным публицистом-консерватором и упертым «почвенником». Последнее художественное произведение – «Дочь Ивана, мать Ивана» – опубликовал в 2004 году. Уже несколько поколений школьников изучают «Уроки французского» и «Прощание с Матерой», зубря при этом: «Валентин Распутин – деревенская проза».
Главная книга: «Уроки французского», 1973
Саша Соколов (р. 1943 в Оттаве)
Уточнение «родился в Оттаве» многое определяет. Как многие представители советской элиты второго поколения, был убежденным антисоветчиком. А как уроженец Оттавы – имел право на канадское гражданство. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что в 1965 году Саша был задержан пограничниками при попытке перейти советско-иранскую (!) границу. Дело замяли, а сам Саша все-таки удрал за границу менее экзотическим способом – женившись на австриячке. Это все не имело бы значения, если бы не три романа, сочетающие модернистский поток сознания с постмодернистской цитатностью и чисто русской интонацией: «Школа для дураков» (1976), «Между собакой и волком» (1980) и «Палисандрия» (1985). Со второй половины 2000-х Саша снова начал публиковать изысканную стихопрозу – «проэзию», как называет ее он сам.
Главная книга: «Школа для дураков», 1976
Эдуард Успенский (р. 1937)
Трудно поверить, но Чебурашка, Крокодил Гена и Старуха Шапокляк, Дядя Федор, Шарик и Кот Матроскин не фольклорные персонажи, подобно Бабе-яге, а порождения фантазии и особого взгляда на мир конкретного человека Эдуарда Успенского. Как и другим знаменитым советским авторам, переход к новой реальности дался ему небезболезненно. Книги 1990-х вроде «Бизнеса крокодила Гены» и «Любимой девочки Дяди Федора» сейчас предпочитают не вспоминать.
Главная книга: «Дядя Федор, пес и кот», 1973
Фазиль Искандер (р. 1929)
Когда весь мир открыл для себя Габриэля Гарсию Маркеса, у советских читателей уже был полноценный его аналог – Фазиль Искандер, под чьим мудрым и лукавым пером его родная Абхазия представала какой-то зачарованной Колумбией, а родной Сухум (слегка замаскированный под анаграммой Мухус) и горное село Чегем – настоящим Макондо, населенным, как и подобает эпосу, легендарными силачами, мудрецами и злодеями. То, что отец девятилетнего Фазиля, иранец по происхождению, был депортирован из СССР, в эпос, естественно, попасть не могло.
Главная книга: «Сандро из Чегема», 1973
Владимир Войнович (р. 1932)
Создатель современного фольклорного персонажа – солдата Ивана Чонкина, вставшего в тесный ряд между Швейком, Теркиным и просто Солдатом из русских сказок. В 1986 году писатель выпустил едкую антиутопию «Москва 2042», которая, по уверениям поклонников, приближается с каждым годом – и не только в хронологическом смысле. После третьего продолжения «Чонкина» 2007 года Войнович переключился с литературы на живопись.
Главная книга: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», 1963–1975
Читать еще:
Великие писатели нашего времени. I. «Актуальные», или «Пубертатные»
Великие писатели нашего времени. II. Мэтры
Великие писатели нашего времени. III. «Премиальные авторы»
Великие писатели нашего времени. IV. Беллетристы
Предлагаю вам поучаствовать в моем флешмобе "Любимая книга: первое знакомство". На Дайри он пошел весело и непринужденно.
ОтветитьУдалитьИтак:
Давайте поиграем в книжную игру: расскажем о первом знакомстве с любимой книгой. Я понимаю, что любимых книг у вас много, но давайте вспомним самую интересную историю знакомства.
Правила игры просты.
1. Вы помещаете в своем дневнике рассказ о знакомстве с книгой, которая стала для вас значимой на многие годы.
2. Вы называете трех ПЧ, которые должны будут продолжить рассказ на своих дневниках.
Итак, я начинаю.
Когда я училась в первом классе, в доме появился роман А.Дюма "Три мушкетера" (кстати, до наших дней та книга не дожила — ее зачитали. Через пару лет в доме появился новый экземпляр романа — "макулатурный"). Папе очень хотелось засесть за чтение, но он не мог себе этого позволить — он должен был делать чертежи. Решение было найдено — папа дал книгу мне и попросил почитать ему вслух.
Признаюсь, мне не хотелось читать роман. Книга толстая, непонятная, со странными сокращениями "г-н", "г-жа". Конечно, сокращения мне объяснили, но главное, я знала — папе надо помочь, ведь он так занят. Я начала читать.
Через пару-тройку дней папа сообразил, что "Три мушкетера" это не тот роман, который следовало бы читать первокласснице, но было поздно — я увлеклась. Попробуйте отнять у ребенка любимую игрушку. Нет, попытаться, конечно, можно, но вот результат будет нулевым — одеяло и фонарик еще никто не отменял. Таким образом через некоторое время мои родители сдались. Они поняли, что лучше разрешить мне читать в хороших условиях, чем рисковать моим зрением.
С тех пор я перечитывала этот роман множество раз и каждый раз находила в нем нечто новое. Были прочитана и подавляющее большинство других творений Дюма. А все благодаря чему? Благодаря тому, что когда-то у моего папы не было времени на чтение :)
2. Мне бы хотелось прочесть рассказы о знакомстве с любимой книгой у:
vitoria1813, Донна Анна (Ллиотар), MirrinMinttu (на Дайри эти участники оставили свои рассказы)
PS Вообще-то рассказать о своем знакомстве с любимой книгой может каждый. Главное, не забудьте передать эстафету :)