Библиотечный блог методиста

суббота, 27 августа 2011 г.

Великие писатели нашего времени. II. Мэтры

Журнал Timeout  выбрал 30 писателей, которые претендуют на место в школьной программе по литературе для наших внуков.

 II. Мэтры. Их влияние и авторитет бесспорны.

Борис Акунин (р. 1956)
Тоже пример «позднего старта». Беллетристом Борисом Акуниным японист Григорий Чхартишвили сделался после сорока. Псевдоним, хоть и игровой («акунин» по-японски – «злодей»), был выбран по серьезным соображениям: Григорий стеснялся объявить своим высокоинтеллектуальным колегам по журналу «Иностранная литература», что пописывает детективчики про красавца-мужчину с усиками. Тем временем в литературных кругах ходят устойчивые «мнения», что еще два загадочных автора с инициалами АБ – Анатолий Брусникин и Анна Борисова — это на самом деле «псевдонимы псевдонима», тоже сайд-проекты Чхартишвили. Если это так, то он превосходит продуктивностью Дмитрия Быкова.
Главные книги: «Статский советник», 1999, «Алмазная колесница», 2003

Эдуард Лимонов (р. 1943)
Отнесение этого плодовитого, темпераментного и оказавшего немалое воздействие на последующих русских сочинителей (например, на Прилепина) автора к «мэтрам», а не к «классикам» продиктовано уважением к личности самого писателя. Уж кем-кем, а забронзовевшим классиком неугомонный плейбой и трибун точно быть не собирается. Достигнув «известного возраста, когда мужчина опять становится похотлив, как подросток», снова начал публиковать «отчасти эротические, отчасти порнографические» стихи. Этим сочинениям войти в школьную программу едва ли грозит.
Главные книги: «Это я, Эдичка», 1979, «Священные монстры», 2004

Людмила Улицкая (р. 1943)
Писать прозу стала, когда ей было уже за сорок, публиковаться – за пятьдесят. После шестидесяти на нее пролился дождь всевозможных наград и первых мест в рейтингах продаж. «Сначала вырастила детей, потом стала писателем», – говорит Улицкая. С этим, видимо, и связан гипнотический эффект ее романов и рассказов. Злые языки сравнивают их с ситуацией, когда женщина заходит к соседке на минутку за лаврушкой и спохватывается через два часа трепа обо всем и ни о чем. Впрочем, лучшие произведения Улицкой к одному «эффекту лаврушки» не сведешь.
Главные книги: «Сонечка», 1995, «Даниэль Штайн, переводчик», 2006

Владимир Сорокин (р. 1955)
Зубр московского концептуализма, чьи ранние тексты до сих пор невозможно читать без содрогания, а возвышенную «ледяную трилогию» («Лед», «Путь Бро», «23000») – без изумления, в последние годы стремительно превращается именно что в мэтра. Переломной точкой стала повесть «День опричника» (2006), в которой отразился не только личный опыт беспрецедентного давления со стороны полугосударственных структур вроде «Идущих вместе», но и философская, другого слова не подберешь, экстраполяция этого опыта. Сорокин – единственный из современных писателей автор либретто оперы, идущей в Большой театре. «Дети Розенталя» посвящены клонам и проблемам клонирования. В пристальном внимании к этой теме, очевидно, отразился другой личный опыт Сорокина – отца дочек-близняшек.
Главные книги: «День опричника», 2006, «Метель», 2010

Виктор Пелевин (р. 1962)
Самый молодой и самый бесспорный из упоминаемых здесь мэтров. Нигде так ярко и беспощадно не описан путь думающей российской молодежи 1980–1990-х из трепетных творцов в циничные «криейторы». И это несмотря на то, что, по уверению самого Пелевина, действие его текстов разворачивается «в абсолютной пустоте». Пелевин последовательно избегает публичных жестов, и в его случае это приносит плоды. Достаточно сказать, что главная интрига на майском вручении премии «Нацбест десятилетия» заключалась не в том, кто получит премию (и причитающиеся к ней 100000 долларов), а явится ли Пелевин.
Главные книги: «Принц Госплана», 1991, «Чапаев и Пустота», 1996

Людмила Петрушевская (р. 1938)
Профессиональный драматург и писатель, всю жизнь проживающая в образе эдакой Джельсомины – нелепого и трогательного персонажа Джульетты Мазины из «Дороги» Феллини. И пьесы, и проза ее, и даже сказки являются прямым продолжением и углублением этого жизнестроительного амплуа. Герои ее, и особенно героини, нелепы, трагичны в своей обыденности – и вызывают глубокое сострадание. В том возрасте, когда даже дамам становится снова прилично о нем напоминать, на восьмом десятке, Людмила Стефановна дебютировала в качестве певицы кабаре. И ее шоу в интеллектуальных московских клубах стали пользоваться огромным успехом.
Главные книги: «Квартира Коломбины», 2007, «Бессмертная любовь», 2008

Леонид Юзефович (р. 1947)
Писательская судьба его причудлива. После возникновения в 2000 году бума Акунина у редакторов и критиков словно пелена с глаз спала, и все закричали: позвольте, так ведь у нас уже есть ретродетективы! Про сыщика Путилина, их Юзефович аж с конца восьмидесятых пишет! С «Князем ветра» он даже стал в 2001-м самым первым лауреатом новоучрежденной премии «Нацбест». Но подлинное признание читателей и уважение коллег принесли ему не детективы, а романы, посвященные другим временам и нравам: «Журавли и карлики» – романная история трех русских самозванцев («Большая книга» 2009) и «Самодержец пустыни» – документальный роман о жестоком мистике-практике бароне Унгерне (1993, 2010 – расширенная и переработанная версия).
Главная книга: «Самодержец пустыни», 1993

Читать еще:
Великие писатели нашего времени. I. «Актуальные», или «Пубертатные»
Великие писатели нашего времени. III. «Премиальные авторы»
Великие писатели нашего времени. IV. Беллетристы

Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.