Долго колебалась, потому что не хотела выкладывать заранее этот доклад в блоге. Но происходит столько изменений и событий, что лучше опубликовать сейчас в том виде, который был подгототовлен в начале июня.
Работа над темой продолжается :-)
Комментарии и замечания приветствуются :-)
Интернет шагает по стране семимильными шагами. Сегодня услугами сети пользуется каждый третий россиянин. По мнению экспертов, эта доля в ближайшие годы будет неуклонно расти. Самая динамично развивающаяся среда – социальные медиа. Это не случайно, ведь они являются центром диалога с пользователями, которые сами решают, какой контент им потреблять. Они способствуют налаживанию контактов между людьми, помогают оперативно решать вопросы, заводить новые отношения, преодолевать географическую изоляцию. Здесь обе стороны взаимодействуют на равных правах.
Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и работу в них. В этой среде могут быть равны и крупные мощные библиотеки, и библиотеки небольших городов и сел. Ведь библиотека – это не только книги, в первую очередь это – люди. Если мы хотим привлечь новых пользователей и не потерять старых, то в работе с ними нужно поставить следующие цели: вовлечение, сотрудничество, участие.
Что же такое социальные медиа? Однозначного определения пока не существует. Это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Общение может принимать различные формы – пользователи могут делиться своим мнением, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями.
Разновидности социальных медиа (по Википедии):
• Интернет-сообщества.
• Блоги.
• Социальные сети.
• Виртуальные игры.
• Сообщества по производству совместного контента.
• Совместные проекты.
• Геосоциальные сервисы.
Перед тем, как начать свое продвижение в социальных медиа, необходимо решить, где же необходимо действовать. Рассмотрим возможности, не требующие финансовых затрат, но способствующие укреплению имиджа библиотеки и диалогу с пользователями, на примере МУК централизованная библиотечная система г.Арзамаса Нижегородской области.
Блоги.
Блог – размещенный в Интернете дневник одного или нескольких пользователей. Популярные платформы для блогов - LiveJournal, Blogger, WordPress. Можно сказать, что блог – это разновидность веб-сайта, где записи расположены в обратном хронологическом порядке. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или библиотечное сообщество. Самое главное, что в нем есть записи на библиотечные темы. Формы подачи материалов могут быть разнообразны – короткое сообщение, заметка, выступление, статья, сценарий. Здесь можно разместить не только текст или фотографию, но и электронную презентацию, аудиозапись, видеоролик и даже целую брошюру. Есть возможность оставлять комментарии, а это значит, что в любой момент можно вернуться к опубликованным материалам и обсудить их.
Зачем нужен блог, если есть сайт? Сайт – это холодная строгая деловая площадка, сайт должны уважать, он не обязан быть теплым и дружественным. А вот блог – должен. В блоге не нужна субординация, это неофициальное лицо библиотеки. В докладе Я.Л.Шрайберга на Крымской конференции в июне 2011 г. прозвучало, что в библиотеке должно быть несколько блогов, в т. ч. личный блог директора. Примером подобной работы может служить Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, в которой наряду с сайтом ведутся следующие блоги:
• Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева.
• DICO QUOD SENTIO (лат.). Говорю,что думаю. Блог Татьяны Евгеньевны Коробкиной, директора.
• Музей в библиотеке.
• Блог Чеширского Кота. Отдел новейших информационных технологий.
• Тургеневка - новые поступления в читальный зал.
• Свидание с КИНЕМАТОГРАФОМ.
В 2011 г. в МУК ЦБС г.Арзамаса развиваются три блога – «Библиомания», «Одиннадцатый» и «Маматека», созданных на платформе «Blogger». Платформа позволяет не прибегать к программированию и не заботиться об установке и настройке программного обеспечения. Сервис позволяет создать индивидуальный стиль блога, менять оформление, добавлять гаджеты и виджеты .
- "Библиомания" - блог для библиотекарей, которым интересны не только книги. Здесь в первую очередь рассматриваются профессиональные вопросы, но публикуется много материалов, интересных любому пользователю. Среди популярных сообщений, посвященных чтению – «23 апреля Всемирный день книги. А что именно вы читали в последний раз?», получившее 30 комментариев, «Шпаргалка по книжным рекомендательным сервисам», информ-обозрение «Хоррор» и др. Формат блога и его методическая направленность позволяют привлечь внимание к опыту других библиотек, например, «Приемы и методики читательского развития: шпаргалка для взрослых» - опыт ЦДБ им.А.С.Пушкина (г.Саров Нижегородской обл.).
- "Одиннадцатый" - блог библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова г.Арзамаса Нижегородской области. Эта библиотека расположена в особом месте – микрорайоне №11, построенном в 1988 г. для пострадавших от взрыва на станции Арзамас-I. Здесь создан уникальный музей арзамасской катастрофы. Поэтому основное направление блога – краеведческое. Говоря о книгах и чтении, в первую очередь рассказываем о том, что нам близко и дорого, например, «Арзамасская катастрофа в книгах», «Петр Васильевич Еремеев. Автобиография», «С.Клюева «Стихи приходят на рассвете».
- "Маматека" - тематический библиотечный блог для мам, виртуальное продолжение проекта «Материнское чтение» . Особенность блога в том, что каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, имеющейся в фонде библиотек. Среди публикаций – «Как читать малышу?», «Нужны ли детям страшные сказки?», «Как оттащить ребенка от компьютера?», «Отдых с детьми: секреты, советы, особенности».
Ведется микроблог «ЦБС г.Арзамаса» в Твиттер, где мы говорим о будущих мероприятиях и новинках, кратко сообщаем свои новости, даем полезные ссылки.
Твиттер – бесплатный интернет-сервис, где можно создать микроблог в течение нескольких минут. Благодаря простоте использования и быстроте вывода данных это один из самых популярных в последнее время способ публикации новостей в Интернете. Самое главное в Твиттере – всего 140 символов и ничего лишнего. Здесь можно сформировать лист людей и компаний (издательств, СМИ, организаций), сообщения которых вам интересны с профессиональной точки зрения. Сервис позволяет общаться с интересными вам людьми, в том числе с вашими читателями, оперативно обмениваться информацией.
Социальные сети.
Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке/персоне (дата рождения, школа, вуз, любимые занятия и т.д.), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей – это система «друзей» и «групп». Это сообщество пользователей Интернет, имеющих доступ к сети в зависимости от интересов и географической привязки, онлайновая среда, используемая с целью облегчить социальные взаимодействия, такие как обмен контентом, мнениями, опытом и актуальными медиаданными.
Группы и страницы в социальных сетях позволяют привлечь пользователей к деятельности библиотеки, дают возможность достаточно быстро установить неформальный контакт. В сетях люди оказываются более открытыми, чем в реальной жизни, в большей степени готовыми общаться и делиться информацией.
Наиболее посещаемые россиянами социальные сети — «Одноклассники» и «Вконтакте».
«Одноклассники» – социальная сеть, позволяющая найти и восстановить общение с бывшими одноклассниками, однокурсниками, выпускниками, друзьями школьных и студенческих лет, приятелями и знакомыми. Сервис для нахождения новых друзей и знакомых с множеством анкет людей, которые смогут разделить общие интересы, хобби и увлечения. Даёт возможность виртуального общения, просмотра фотографий и назначения реальных встреч.
В "Одноклассниках" существуют библиотечные группы, в которых библиотекари обсуждают свои общие профессиональные проблемы, делятся впечатлениями о конференциях, обсуждают последние новости в библиотечном мире, находится место и для юмора. Существуют и группы, представляющие отдельные библиотеки, например, Хасавюртовская центральная городская библиотека.
«Вконтакте» изначально позиционировал себя в качестве социальной сети для студентов и выпускников российских ВУЗов, затем — как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов. Здесь предусмотрены создание групп по интересам, загрузка фотографий, аудиозаписей и видео, обсуждения, заметки, возможность создавать и использовать приложения и т.д. Эту сеть чаще всего библиотеки используют для создания своих групп, где публикуют новости, знакомят с новыми поступлениями, оперативно отвечают на вопросы пользователей, проводят опросы. Количество групп растет буквально на глазах - "Библиотеки и библиотекари Вконтакте". Для развития сотрудничества между ними создана группа «Кольцо библиотечных групп».
Наша группа «Вконтакте» «Библиомания (г.Арзамас)» в июне насчитывает 531 участника. На сегодняшний день в группе открыто 40 тем, среди которых «Скоро в библиотеке», «Любителям любовных романов», «27 книг, которые надо прочитать до 27 лет», «Книга, которая меняет мировоззрение», «Какую книгу Вы бы посоветовали другим?» и др. Практика показывает, что наибольший интерес вызывают дискуссионные темы («Какой (какие) из поступков литературных героев Вы хотели бы совершить?», «5 книг, которые я терпеть не могу!») и игры («Ответь на вопрос с помощью книги, которую читаешь», «Ассоциации»). Почти все аудио и видеозаписи в альбомах связаны с книгами («Книгофильмы», «Вспомним о войне», «Что читать?»). Альбомы группы позволяют разместить огромное количество фотографий (у нас в 36 альбомах находится 1222 фотографии), которыми можно делиться с участниками. Эту возможность мы уже неоднократно использовали при общении со своими партнерами и посетителями массовых мероприятий.
Самая популярная социальная сеть в мире - социальная сеть «Фейсбук». Она имеет бесплатные сервисы, игры, группы, возможность общаться с друзьями и выкладывать свои фотографии. В России за последний год она показывала ошеломляющие темпы роста. Пока «Фейсбук» не конкурент «В контакте» по охвату аудитории, но у нее есть своя ниша. Многие из российских пользователей — так называемые «early adopters» (те, кто первыми пробуют все новое).
На Фейсбуке можно создать группу или страницу. Группы лучше использовать для организации краткосрочных нерегулярных событий, например, обсуждения или проведения мероприятия. Страницы больше подходят для долгосрочных проектов, например, представительства библиотек. Наши американские коллеги (из Social Networking Librarians) советуют 10 вещей, которые можно поместить на страницу вашей библиотеки в Фейсбук:
1. Фото вашей библиотеки.
2. Видео о библиотеке или иное важное для библиотеки видео
3. Календарь библиотечных событий
4. Ленту rss feed на ваш библиотечный блог
5. Контакты библиотеки
6. Часы работы библиотеки
7. Виджет - путеводитель по библиотеке
8. Онлайн-опрос пользователей относительно услуг библиотеки
9. Информацию о новых поступлениях в библиотеку
10. Ссылки на популярные базы данных и другие электронные ресурсы библиотеки
Фейсбук последнее время активно осваивается российскими библиотеками, которые создают страницы, например, «Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова», «Научно-методический отдел РГДБ», «Школьные библиотеки г. Новоуральска Свердловской области», «Ашукинская библиотека» (городская библиотека-филиал МИКПУ «ЦБС Пушкинского муниципального района Московской области»).
Мы ведем две страницы:
• «Централизованная библиотечная система г.Арзамаса» - официальное представительство МУК ЦБС;
• «Библиомания» - для библиотекарей, которым интересны не только книги.
«Мой мир» - русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.ru. Как и в других социальных сетях, задача проекта «Мой мир» — помощь в поиске знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку. Библиотечные группы здесь представляют сообщества библиотекарей, но в качестве пользователей зарегистрировано множество библиотек, например, «ЦРБ им.Пушкина», «МУ Библиотека г. Бакала», «Онежская библиотека».
Зачем библиотеке создавать группу в социальных сетях?
• У вас появится возможность заявить о себе огромнейшей аудитории.
• Группа в социальной сети – это прямое общение с читателями. Станьте к нам ближе, общайтесь с ними! Возможно, они станут вашими друзьями и партнерами. Социальные сети разрушают грани – это их главное достоинство.
• Вы можете оперативно узнать мнение пользователей по поводу проходящей акции или изменения режима работы, выяснить их пожелания и предпочтения.
• Группа дает прекрасную возможность мгновенно сообщить большой аудитории о новых изданиях, конкурсах или мероприятиях и распространить эту информацию дальше.
• Рекламируйте свои библиотеки и услуги.
Существует различные типы социальных медиа, которых я не коснулась - фото и видеосервисы, социальные новости и закладки и т.д. Их освоение централизованной библиотечной системой г.Арзамаса еще впереди.
В заключение несколько советов, как начать свое продвижение в социальных медиа.
• Выберите форму площадок для работы в социальных медиа (блог, страница или группа в социальной сети, видеоканал на хостинге Youtube и т.д.)
• Придумайте стиль, опишите основные принципы, создайте ключевые тексты, подберите аватары.
• Разработайте концепцию (примерный перечень тематических разделов для страницы, частота наполнения, использование аудио-видеоматериалов, примерный «редакционный план» на первые месяц-два работы).
• Подберите базовую информацию для наполнения страницы на первые две-три недели ее функционирования.
• Постарайтесь оптимально организовать работу (порядок создания «редакционного плана» и контента для наполнения площадок в социальных медиа, распределение обязанностей).
• Не забывайте, что контент в социальных медиа – это повод для беседы. Старайтесь создавать тексты, подразумевающие дискуссии в комментариях. Пишите ясно и просто, чтобы было легко разобраться неискушенному читателю. Разъясняйте все, что нужно и можно разъяснить и объяснить.
И запомните - если вас нет в социальных медиа, значит, там есть кто-то другой.
P.S. Наш канал на YouTube - Библиомания
P.P.S.
Доклад опубликован:
Огнева, И.Н. Библиотека и социальные медиа / И.Н.Огнева // Библиотечное пространство: медиа - информация - культура: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции / Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" г.Архангельска; сост. Л.Ф.Беляева. - Архангельск, 2011. - С. 63 - 69.
Данный материал был подготовлен в июне 2011 г. Конференция, на которой я выступала, проходила в Архангельске 26-28 октября 2011 г.
Работа над темой продолжается :-)
Комментарии и замечания приветствуются :-)
Интернет шагает по стране семимильными шагами. Сегодня услугами сети пользуется каждый третий россиянин. По мнению экспертов, эта доля в ближайшие годы будет неуклонно расти. Самая динамично развивающаяся среда – социальные медиа. Это не случайно, ведь они являются центром диалога с пользователями, которые сами решают, какой контент им потреблять. Они способствуют налаживанию контактов между людьми, помогают оперативно решать вопросы, заводить новые отношения, преодолевать географическую изоляцию. Здесь обе стороны взаимодействуют на равных правах.
Если библиотека хочет быть современной, ориентированной на пользователя, она должна обратить внимание на социальные медиа и работу в них. В этой среде могут быть равны и крупные мощные библиотеки, и библиотеки небольших городов и сел. Ведь библиотека – это не только книги, в первую очередь это – люди. Если мы хотим привлечь новых пользователей и не потерять старых, то в работе с ними нужно поставить следующие цели: вовлечение, сотрудничество, участие.
Что же такое социальные медиа? Однозначного определения пока не существует. Это набор онлайн-технологий, которые позволяют пользователям общаться между собой. Общение может принимать различные формы – пользователи могут делиться своим мнением, опытом и знаниями, взаимодействовать друг с другом, налаживать контакты, а также делиться новостями, информацией, видео, фото, музыкой, рекомендациями.
Разновидности социальных медиа (по Википедии):
• Интернет-сообщества.
• Блоги.
• Социальные сети.
• Виртуальные игры.
• Сообщества по производству совместного контента.
• Совместные проекты.
• Геосоциальные сервисы.
Перед тем, как начать свое продвижение в социальных медиа, необходимо решить, где же необходимо действовать. Рассмотрим возможности, не требующие финансовых затрат, но способствующие укреплению имиджа библиотеки и диалогу с пользователями, на примере МУК централизованная библиотечная система г.Арзамаса Нижегородской области.
Блоги.
Блог – размещенный в Интернете дневник одного или нескольких пользователей. Популярные платформы для блогов - LiveJournal, Blogger, WordPress. Можно сказать, что блог – это разновидность веб-сайта, где записи расположены в обратном хронологическом порядке. Блог может представлять личность или библиотеку, отдел библиотеки или библиотечное сообщество. Самое главное, что в нем есть записи на библиотечные темы. Формы подачи материалов могут быть разнообразны – короткое сообщение, заметка, выступление, статья, сценарий. Здесь можно разместить не только текст или фотографию, но и электронную презентацию, аудиозапись, видеоролик и даже целую брошюру. Есть возможность оставлять комментарии, а это значит, что в любой момент можно вернуться к опубликованным материалам и обсудить их.
Зачем нужен блог, если есть сайт? Сайт – это холодная строгая деловая площадка, сайт должны уважать, он не обязан быть теплым и дружественным. А вот блог – должен. В блоге не нужна субординация, это неофициальное лицо библиотеки. В докладе Я.Л.Шрайберга на Крымской конференции в июне 2011 г. прозвучало, что в библиотеке должно быть несколько блогов, в т. ч. личный блог директора. Примером подобной работы может служить Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева, в которой наряду с сайтом ведутся следующие блоги:
• Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева.
• DICO QUOD SENTIO (лат.). Говорю,что думаю. Блог Татьяны Евгеньевны Коробкиной, директора.
• Музей в библиотеке.
• Блог Чеширского Кота. Отдел новейших информационных технологий.
• Тургеневка - новые поступления в читальный зал.
• Свидание с КИНЕМАТОГРАФОМ.
В 2011 г. в МУК ЦБС г.Арзамаса развиваются три блога – «Библиомания», «Одиннадцатый» и «Маматека», созданных на платформе «Blogger». Платформа позволяет не прибегать к программированию и не заботиться об установке и настройке программного обеспечения. Сервис позволяет создать индивидуальный стиль блога, менять оформление, добавлять гаджеты и виджеты .
- "Библиомания" - блог для библиотекарей, которым интересны не только книги. Здесь в первую очередь рассматриваются профессиональные вопросы, но публикуется много материалов, интересных любому пользователю. Среди популярных сообщений, посвященных чтению – «23 апреля Всемирный день книги. А что именно вы читали в последний раз?», получившее 30 комментариев, «Шпаргалка по книжным рекомендательным сервисам», информ-обозрение «Хоррор» и др. Формат блога и его методическая направленность позволяют привлечь внимание к опыту других библиотек, например, «Приемы и методики читательского развития: шпаргалка для взрослых» - опыт ЦДБ им.А.С.Пушкина (г.Саров Нижегородской обл.).
- "Одиннадцатый" - блог библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова г.Арзамаса Нижегородской области. Эта библиотека расположена в особом месте – микрорайоне №11, построенном в 1988 г. для пострадавших от взрыва на станции Арзамас-I. Здесь создан уникальный музей арзамасской катастрофы. Поэтому основное направление блога – краеведческое. Говоря о книгах и чтении, в первую очередь рассказываем о том, что нам близко и дорого, например, «Арзамасская катастрофа в книгах», «Петр Васильевич Еремеев. Автобиография», «С.Клюева «Стихи приходят на рассвете».
- "Маматека" - тематический библиотечный блог для мам, виртуальное продолжение проекта «Материнское чтение» . Особенность блога в том, что каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, имеющейся в фонде библиотек. Среди публикаций – «Как читать малышу?», «Нужны ли детям страшные сказки?», «Как оттащить ребенка от компьютера?», «Отдых с детьми: секреты, советы, особенности».
Ведется микроблог «ЦБС г.Арзамаса» в Твиттер, где мы говорим о будущих мероприятиях и новинках, кратко сообщаем свои новости, даем полезные ссылки.
Твиттер – бесплатный интернет-сервис, где можно создать микроблог в течение нескольких минут. Благодаря простоте использования и быстроте вывода данных это один из самых популярных в последнее время способ публикации новостей в Интернете. Самое главное в Твиттере – всего 140 символов и ничего лишнего. Здесь можно сформировать лист людей и компаний (издательств, СМИ, организаций), сообщения которых вам интересны с профессиональной точки зрения. Сервис позволяет общаться с интересными вам людьми, в том числе с вашими читателями, оперативно обмениваться информацией.
Социальные сети.
Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке/персоне (дата рождения, школа, вуз, любимые занятия и т.д.), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей – это система «друзей» и «групп». Это сообщество пользователей Интернет, имеющих доступ к сети в зависимости от интересов и географической привязки, онлайновая среда, используемая с целью облегчить социальные взаимодействия, такие как обмен контентом, мнениями, опытом и актуальными медиаданными.
Группы и страницы в социальных сетях позволяют привлечь пользователей к деятельности библиотеки, дают возможность достаточно быстро установить неформальный контакт. В сетях люди оказываются более открытыми, чем в реальной жизни, в большей степени готовыми общаться и делиться информацией.
Наиболее посещаемые россиянами социальные сети — «Одноклассники» и «Вконтакте».
«Одноклассники» – социальная сеть, позволяющая найти и восстановить общение с бывшими одноклассниками, однокурсниками, выпускниками, друзьями школьных и студенческих лет, приятелями и знакомыми. Сервис для нахождения новых друзей и знакомых с множеством анкет людей, которые смогут разделить общие интересы, хобби и увлечения. Даёт возможность виртуального общения, просмотра фотографий и назначения реальных встреч.
В "Одноклассниках" существуют библиотечные группы, в которых библиотекари обсуждают свои общие профессиональные проблемы, делятся впечатлениями о конференциях, обсуждают последние новости в библиотечном мире, находится место и для юмора. Существуют и группы, представляющие отдельные библиотеки, например, Хасавюртовская центральная городская библиотека.
«Вконтакте» изначально позиционировал себя в качестве социальной сети для студентов и выпускников российских ВУЗов, затем — как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов. Здесь предусмотрены создание групп по интересам, загрузка фотографий, аудиозаписей и видео, обсуждения, заметки, возможность создавать и использовать приложения и т.д. Эту сеть чаще всего библиотеки используют для создания своих групп, где публикуют новости, знакомят с новыми поступлениями, оперативно отвечают на вопросы пользователей, проводят опросы. Количество групп растет буквально на глазах - "Библиотеки и библиотекари Вконтакте". Для развития сотрудничества между ними создана группа «Кольцо библиотечных групп».
Наша группа «Вконтакте» «Библиомания (г.Арзамас)» в июне насчитывает 531 участника. На сегодняшний день в группе открыто 40 тем, среди которых «Скоро в библиотеке», «Любителям любовных романов», «27 книг, которые надо прочитать до 27 лет», «Книга, которая меняет мировоззрение», «Какую книгу Вы бы посоветовали другим?» и др. Практика показывает, что наибольший интерес вызывают дискуссионные темы («Какой (какие) из поступков литературных героев Вы хотели бы совершить?», «5 книг, которые я терпеть не могу!») и игры («Ответь на вопрос с помощью книги, которую читаешь», «Ассоциации»). Почти все аудио и видеозаписи в альбомах связаны с книгами («Книгофильмы», «Вспомним о войне», «Что читать?»). Альбомы группы позволяют разместить огромное количество фотографий (у нас в 36 альбомах находится 1222 фотографии), которыми можно делиться с участниками. Эту возможность мы уже неоднократно использовали при общении со своими партнерами и посетителями массовых мероприятий.
Самая популярная социальная сеть в мире - социальная сеть «Фейсбук». Она имеет бесплатные сервисы, игры, группы, возможность общаться с друзьями и выкладывать свои фотографии. В России за последний год она показывала ошеломляющие темпы роста. Пока «Фейсбук» не конкурент «В контакте» по охвату аудитории, но у нее есть своя ниша. Многие из российских пользователей — так называемые «early adopters» (те, кто первыми пробуют все новое).
На Фейсбуке можно создать группу или страницу. Группы лучше использовать для организации краткосрочных нерегулярных событий, например, обсуждения или проведения мероприятия. Страницы больше подходят для долгосрочных проектов, например, представительства библиотек. Наши американские коллеги (из Social Networking Librarians) советуют 10 вещей, которые можно поместить на страницу вашей библиотеки в Фейсбук:
1. Фото вашей библиотеки.
2. Видео о библиотеке или иное важное для библиотеки видео
3. Календарь библиотечных событий
4. Ленту rss feed на ваш библиотечный блог
5. Контакты библиотеки
6. Часы работы библиотеки
7. Виджет - путеводитель по библиотеке
8. Онлайн-опрос пользователей относительно услуг библиотеки
9. Информацию о новых поступлениях в библиотеку
10. Ссылки на популярные базы данных и другие электронные ресурсы библиотеки
Фейсбук последнее время активно осваивается российскими библиотеками, которые создают страницы, например, «Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова», «Научно-методический отдел РГДБ», «Школьные библиотеки г. Новоуральска Свердловской области», «Ашукинская библиотека» (городская библиотека-филиал МИКПУ «ЦБС Пушкинского муниципального района Московской области»).
Мы ведем две страницы:
• «Централизованная библиотечная система г.Арзамаса» - официальное представительство МУК ЦБС;
• «Библиомания» - для библиотекарей, которым интересны не только книги.
«Мой мир» - русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.ru. Как и в других социальных сетях, задача проекта «Мой мир» — помощь в поиске знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку. Библиотечные группы здесь представляют сообщества библиотекарей, но в качестве пользователей зарегистрировано множество библиотек, например, «ЦРБ им.Пушкина», «МУ Библиотека г. Бакала», «Онежская библиотека».
Зачем библиотеке создавать группу в социальных сетях?
• У вас появится возможность заявить о себе огромнейшей аудитории.
• Группа в социальной сети – это прямое общение с читателями. Станьте к нам ближе, общайтесь с ними! Возможно, они станут вашими друзьями и партнерами. Социальные сети разрушают грани – это их главное достоинство.
• Вы можете оперативно узнать мнение пользователей по поводу проходящей акции или изменения режима работы, выяснить их пожелания и предпочтения.
• Группа дает прекрасную возможность мгновенно сообщить большой аудитории о новых изданиях, конкурсах или мероприятиях и распространить эту информацию дальше.
• Рекламируйте свои библиотеки и услуги.
Существует различные типы социальных медиа, которых я не коснулась - фото и видеосервисы, социальные новости и закладки и т.д. Их освоение централизованной библиотечной системой г.Арзамаса еще впереди.
В заключение несколько советов, как начать свое продвижение в социальных медиа.
• Выберите форму площадок для работы в социальных медиа (блог, страница или группа в социальной сети, видеоканал на хостинге Youtube и т.д.)
• Придумайте стиль, опишите основные принципы, создайте ключевые тексты, подберите аватары.
• Разработайте концепцию (примерный перечень тематических разделов для страницы, частота наполнения, использование аудио-видеоматериалов, примерный «редакционный план» на первые месяц-два работы).
• Подберите базовую информацию для наполнения страницы на первые две-три недели ее функционирования.
• Постарайтесь оптимально организовать работу (порядок создания «редакционного плана» и контента для наполнения площадок в социальных медиа, распределение обязанностей).
• Не забывайте, что контент в социальных медиа – это повод для беседы. Старайтесь создавать тексты, подразумевающие дискуссии в комментариях. Пишите ясно и просто, чтобы было легко разобраться неискушенному читателю. Разъясняйте все, что нужно и можно разъяснить и объяснить.
И запомните - если вас нет в социальных медиа, значит, там есть кто-то другой.
P.S. Наш канал на YouTube - Библиомания
P.P.S.
Огнева, И.Н. Библиотека и социальные медиа / И.Н.Огнева // Библиотечное пространство: медиа - информация - культура: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции / Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" г.Архангельска; сост. Л.Ф.Беляева. - Архангельск, 2011. - С. 63 - 69.
Данный материал был подготовлен в июне 2011 г. Конференция, на которой я выступала, проходила в Архангельске 26-28 октября 2011 г.
Ирина, замечательный пост! Для меня, как начинающего блоггера, все разложено по полочкам! Спасибо большое, будем пробовать себя в соц. сетях.
ОтветитьУдалитьИра, у меня завтра свёкор в гости приезжает, а я, вместо того, чтобы праздничный обед готовить, никак от твоего доклада оторваться не могу! :))
ОтветитьУдалитьДа, систематизировано все хорошо и вывод правильный.
Хотя, конечно, везде быть невозможно, надо сосредоточиться на том ресурсе, где чаще всего бывают ваши читатели. Мне так кажется. Иначе богатство выбора может сыграть злую шутку с библиотекой и библиотекарями. Присутствие библиотеки в соц. сетях не должно быть формальным. Иначе - обратный эффект.
Ирина, какая же вы умница!
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалитьЕще важно найти тех энтузиастов, которые будут регулярно общаться с читателями в сети. У нас на сегодняшний день это главная проблема.
Вот-вот! Именно поэтому мне кажется, что присутствие библиотеки в соцсетях не может быть безграничным.
ОтветитьУдалитьЭто при том, что все время появляются новые возможности. Вот Андрей Федоров пишет в статье Что такое Google+ и нужен ли он библиотекам : "Социальные сети сильны благодаря людям, и похоже, Google+ начал с прекрасного старта. Если интенсивность роста сохранится, есть хороший шанс, что люди (пользователи), которые нас (библиотекарей) интересуют, будут на Google+, и это значит, что и нам следует там быть"
Ирина! Здравствуйте! Отличный пост, прочитала с огромным удовольствием. Обращаюсь к вам с просьбой - чуть расширить материал и дать его мне в журнал "Современная библиотека", № 6 за этот год, который я планирую посвятить именно социальным медиа. Со мной можно связаться по адресу: lkazachenkova@gmail.com
ОтветитьУдалитьC уважением Любовь Казаченкова
Обязательно!
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью, хороший повод проанализировать нашу деятельность. Пока все правильно, идем верным путем)) Я даже несколько недель назад создала "зеркало" основного блога на одном из городских сайтов, чтобы быть ближе именно к нашим горожанам, пока работает.
ОтветитьУдалитьИ совершенно верно, что один человек с этим не справится, нужна хоть маленькая, но команда.
Еще нужно использовать локальные городские сети. Мы когда-то начинали с ними сотрудничать, но отвлеклись...
ОтветитьУдалитьВаш доклад отличный ориентир. С вашего позволения озвучу его на ближайшем метод. часе в сентябре. Думаю, он даст толчок для развития многим нашим отделам обслуживания в этом направлении
ОтветитьУдалитьИрина, спасибо за статью! Пишу программу продвижения библиотеки (набросок программы скорее), хочу написать именно о социальных медиа (корпоративная газета, для внутреннего пользования). Ваша статья очень помогла сориентироваться.
ОтветитьУдалитьДавайте развиваться дальше :-)
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью. Пишу программу о развитии библиотеки. Отличная идея об исползовании социальных сетей.
ОтветитьУдалитьНо как же сложно продвигать эту работу, если нет понимания значения социальных медиа и сетей для библиотеки директорами библиотек. В пятницу в своем выступлении перед библиотекарями одного из районов Киева акцентировала их внимание на активизацию работы в социальных медиа и сетях. На что директор центральной городской детской библиотеки высказала свое "директорское мнение" перед присутствующими, что(цитирую) "главное для библиотеки хороший сайт. Если он будет классным ресурсом - читатели его сами найдут. А Фейсбук и Вконтакте вскоре закроют... и что тогда?...". Вы знаете, у меня пропало желание ей возражать или что-то доказывать. О вкусе устриц спорят не со всеми
ОтветитьУдалитьРадует, что хотя бы сайт считает важным...
ОтветитьУдалитьИрина, на протяжении значительного периода я наблюдаю, с каким энтузиазмом вы ведете "медийную жизнь" (извините, если я не правильно выразилась). Читая Ваши статьи, получаешь профессиональный заряд и стимул работать дальше в данном направлении. У меня к Вам вопрос: "Как относится руководство к данному направлению деятельности, присутствуют ли материальные поощрения?".
ОтветитьУдалить(С печалью в голосе): Энтузиазм подкрепляется единомышленниками - реальными и виртуальными. "Материальные поощрения", в которых звучит эта деятельность, обычно включают компенсацию расходов на поездки. Руководство к этой работе относится индифферентно. Со временем стала понимать, что "не мешают" и "не запрещают" - это уже хорошо!
УдалитьЕще забыла спросить. Как в отчете и планах Вы обозначаете данный сегмент деятельности?
ОтветитьУдалитьВ годовых я это включаю прежде всего в раздел работы с информационными технологиями. На следующий год в плане в этом разделе выделила "продвижение библиотеки в виртуальном пространстве", в котором отдельный пункт - работа в социальных медиа. Упоминается по конкретным поводам: и в рекламе, и в методической работе, и в краеведении и т.д.
УдалитьВ квартальных отчетах просто перечисляю, что библиотека регулярно ведет то-то и то-то. Упоминаю, если что-то нужно привести в пример конкретной работы. Например, ролики были созданы и размещены там-то...
Уважаемая Ирина! Вы мой путеводитель. Я с самого начала вас увидела и периодически просматриваю ваши посты. А этот пост, вообще, как руководство к действию. Замечательно всё разъяснено, для начинающих. Я, хоть и целый год веду блог http://bibliotekagorkogo.blogspot.ru/, но ещё совсем не умею ни преподать его, чтобы все увидели, ни организовать так же красиво, как у вас. Подскажите, пожалуйста, в разработке дизайна (или это как-то по-другому называется?) вам кто-то помогал, я имею в виду, программистов? Я что-то никак не пойму, как отстраивается блог, где выход в код, чтобы добавить свои HTML-ссылки, рубрики, цвет, наконец? Мои сотрудники не поддерживают меня в моём энтузиазме, но если бы я им представила такой же грамотный блог, как у вас, они, может, изменили бы своё отношение к моей работе, ведь времени на ведение блога нужно немало, как вы знаете, а как им это объяснишь, если у меня в блоге всё вкривь и вкось. Спасибо вам огромное за ваш титанический труд. Арзамас гораздо продвинутее, чем Москва)))
ОтветитьУдалитьЕщё не пойму, как установить обратную связь прямо с блога. Чайник)))
Ирина, спасибо за ваш комментарий! Я, хоть и "путеводитель", но иногда кажется, что это никому не нужно...
УдалитьСо всем разбиралась сама, ища ответы в сети. В "Библиомании" можно посмотреть ссылки на полезные материалы на странице Библиотечному блогеру Там все ответы найдете. Сейчас, мне кажется, много библиотечных материалов появилось на эту тему.
Какую обратную связь имеете ввиду, ведь комментарии у вас работают?
Здравствуйте, Ирина! Я имела в виду, на моём блоге нет такого гаджета - "Написать письмо...". Кажется, я нашла, как его поставить. Спасибо за ссылку. Вы очень нужны, даже не сомневайтесь.
ОтветитьУдалить