Библиотечный блог методиста

понедельник, 14 февраля 2011 г.

Открытое письмо об уничтожении детских библиотек

Originally posted by trukhina at Открытое письмо об уничтожении детских библиотек
Президенту РФ Д. А. Медведеву.
Премьер-министру РФ В. В. Путину.
Министру культуры РФ А. А. Авдееву.

Уважаемый господин президент!
Уважаемый господин премьер-министр!
Уважаемый господин министр!

С письмом к вам нас заставило обратиться катастрофическое положение в России с детскими и не только детскими библиотеками.

В двадцатом веке в нашей стране сложилась мощная сеть детских библиотек, которая повлияла и продолжает влиять на библиотечное дело в других странах. Сегодня детские библиотеки каждый год открываются в Японии, Южной Корее, Великобритании, Италии, Китае, Сингапуре, Нидерландах и других странах.

В то же время у нас они закрываются в массовом количестве. Причем большую роль в этом сыграл Федерального закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. В течение последних лет в России каждый год исчезает несколько сотен библиотек взрослых и несколько десятков детских. В одной только Карелии с 2001 по 2009 года исчезло 85 библиотек (данные ГИВЦ Минкультуры). И закрывают их не только из-за уменьшения количества жителей. Это происходит в ходе так называемой оптимизации, а также из-за отсутствия средств, как, например, в Калининградской области, где за один 2009 год закрыли 25 библиотек (ГИВЦ Минкультуры).

Число детских библиотек в России после принятия упомянутого закона уменьшилось на 400. К настоящему моменту в Ленинградской и Воронежской областях закрыто по 15 детских библиотек, в Чувашии и Татарстане по 10, в Пермском крае 7 и т.д. (РГДБ). И это при том, что дети составляют 33 – 35% от общего количества посетителей библиотек, а на селе 40-45%. Часто детские библиотеки исчезают потому, что их объединяют со взрослыми или юношескими библиотеками. Однако социологические исследования показывают, что дети в такие библиотеки идут с гораздо меньшей охотой. Не зря в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей» Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (М.,1995) говорится: «Дети … нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как свое собственное детское…». Кроме того, как показывает опыт, детская библиотека, становясь отделом взрослой или юношеской, гораздо хуже финансируется и комплектуется, а это нарушает приоритет интересов детей, о котором говорится в Конвенции ООН о правах ребенка, а также Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

До принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России, наряду с детскими библиотеками-филиалами существовали центральные детские библиотеки, которые оказывали методическую помощь и квалифицированно занимались комплектованием фондов детских библиотек города или района. Теперь они переведены либо в разряд библиотек-филиалов, либо также стали отделами взрослых библиотек

Однако положение, во всей видимости, станет еще хуже после принятия в прошлом году Федерального закона №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который перевел библиотеки вместе с другими бюджетными учреждениями на систему государственного (муниципального) заказа. От нее уже пострадали многие региональные библиотеки, перешедшие ранее на эту систему, которым учредители отказались финансировать методическую, исследовательскую и информационную деятельность, оплатив только работу по библиотечному обслуживанию. В результате библиотеки могут потерять статусы республиканских, краевых или областных, а, следовательно, может произойти смена формы собственности (с государственной на муниципальную). Центральные муниципальные библиотеки могут лишиться статуса методического центра по библиотечному обслуживанию детей. А средняя зарплата российского библиотекаря 4-5 тысяч рублей станет еще меньше.

Все эти действия противоречат постоянным призывам чиновников о необходимости привлечения к чтению, а также Национальной программе развития чтения. Поэтому хочется напомнить, что современные детские библиотеки это важнейший социальный институт, обеспечивающий равные возможности образования и творческого развития для всех детей. Он помогает не только воспитанию нового интеллектуально развитого и культурного поколения, но и профилактике социальных конфликтов.

В результате недальновидной политики в отношении библиотек, а также культуры и образования вообще, россияне с каждым годом читают все меньше. По данным ВЦИОМа сегодня 34 процента взрослых не берут книгу в руки. А по данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в течение последних 9 лет российские школьники по читательской грамотности (как и по другим дисциплинам) показывают стабильно плохие результаты (в 2009 году 43-е место из 65).

Для исправления ситуации мы требуем от Президента и Правительства пересмотреть свою непродуманную политику в отношении библиотек (как взрослых, так и детских), улучшить их финансирование, а также внести в законодательство поправки, обеспечивающие сохранение детских библиотек, иначе Россия и дальше будет скатываться в пропасть невежества.

Для того, чтоб подписаться под письмом надо просто прислать на адрес dvigg@mail.ru
свои инициалы и указать род занятий. Подписи собираются до конца февраля. Приветствуется размещение письма в блогах и на сайтах. Полный список подписавшихся скоро можно будет увидеть на сайте Фестиваля Чуковского сhukfest.ru

3 комментария:

  1. Интересно, а можно это письмо переставить на сайты администраций поселений? Чтобы они тоже в курсе были, что мы уже не можем мириться с этим безобразием и что, возможно, "верхи" отреагируют. Пусть тоже следят за этой акцией.

    ОтветитьУдалить
  2. Сомневаюсь, что администрации этим заинтересуются.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.