Библиотечный блог методиста

среда, 20 октября 2010 г.

Российская государственная детская библиотека: Что имеем – не храним...

Перепечатываю полностью из ЖЖ. Комментарии следует оставлять в блоге РГДБ.
Российская государственная детская библиотека – Грустная история одного скандала, или Что имеем – не храним
В последние дни в СМИ, как в традиционных, так и в блогах, разрастается скандал вокруг присвоения Российской государственной детской библиотеке имени С. В. Михалкова. Все большее количество людей участвует в обсуждении того, как беспринципные и корыстолюбивые библиотекари, в особенности же директор учреждения, Г. А. Кисловская, только и мечтают, что получить от этого действия невиданные выгоды, в то время как небольшая, но принципиальная группа сотрудников храбро борется за доброе имя своей библиотеки, героически передавая в СМИ все в ней происходящее.
При этом в ход идут обычные шаблоны: злой директор, бессловесное большинство, опороченное во имя «грязных денег» и покровительства сильных мира сего доброе имя, бескомпромиссная борьба, угнетенные, но несгибаемые борцы со злом… Более прозаически ситуация, отраженная в СМИ, выглядит так: заведующий отделом библиотеки А. А. Копейкин то ли написал в своем блоге, то ли просто сообщил в СМИ, что директор, ни с кем не посоветовавшись и даже не устроив голосования среди служащих, сообщила в авторитарном стиле о принятом безо всякого обсуждения с коллективом решении: подать в Министерство культуры документы о присвоении библиотеке имени Михалкова-старшего. Это не могло не возмутить А.А. Копейкина, который счел единственно правильным, не споря понапрасну с директором, сразу же написать о происходящем кошмаре в своем блоге, откуда, предположительно (хотя и маловероятно), об этом узнали крупные издания, немедленно новость подхватившие. После чего многие порядочные люди, заинтересовавшиеся данным вопросом, немедленно осудили библиотеку, деспотизм и безрассудство ее начальства, соглашательство и покорность большинства сотрудников (не столь отважных и юношески пылких, как А. А. Копейкин).
Эта печальная новость продолжает тиражироваться в СМИ, обрастая все новыми подробностями, в основном сообщаемыми непосредственно, так сказать, с места действия, пусть иногда и не совсем точно, все тем же храбрецом. Все больше сгущаются краски вокруг образа директора Г. А. Кисловской: она и с сотрудниками редко советуется, и решения принимает сама, и слова на собраниях сразу не дает, только после основных выступлений. А главное – хочет управлять по своему усмотрению подведомственным ей учреждением. Это, бесспорно, тяжело перенести.
Взглянув на вопрос несколько шире, можно только удивляться, что подобный скандал не возник раньше. Однако об этом речь впереди. А пока, уважаемые читатели, прошу ответить на вопрос: бывали ли вы, ваши дети и знакомые в какой-либо детской библиотеке? Полагаю, что случалось. А сколько раз вы слышали про детские библиотеки в СМИ? Ну, хотя бы 27-го мая, в День библиотек, в профессиональный праздник библиотекарей? Наверное, ни разу. И сколько раз РГДБ, крупнейшая детская библиотека России, которая ежегодно обслуживает десятки тысяч читателей – детей, родителей, воспитателей, предоставляет им лучшие детские книги и журналы, дает многим детям возможность бесплатно посещать различные кружки и разные мероприятия, «заслужила похвалы» от общества, государства, от СМИ? Ну, допустим, за сорок лет своего существования хотя бы по одной похвале в год. А ее – почти без преувеличения - за последние двадцать лет «не похвалили ни разу» (раз уж мы говорим о библиотеке для детей, параллели со сказками вполне уместны). Более того – в последние годы над ней не раз нависала угроза закрытия. И, кстати, не один раз спасал библиотеку именно детский писатель С.В. Михалков, за что многие наши библиотекари до сих пор ему благодарны.
И вот теперь, стоило одному сотруднику транслировать в СМИ свои соображения по поводу неоднозначного решения нашего директора, находятся люди, которые с готовностью берутся осуждать, порицать, высмеивать, обвинять и издеваться над нашей «жадностью» и «недальновидностью».
Десятилетиями наша библиотека и другие детские библиотеки обслуживают детей, выполняя большую работу, требующую высокой квалификации и крайне низко оплачиваемую. Все воспринимают ее как должное, само собой разумеющееся. И это правильно, поскольку институт библиотек очень важен для нашего общества. Особое место в нем занимают детские библиотеки, наряду со школами участвующие в социализации детей и подростков.
Первая в России детская библиотека была открыта еще в 1878 г. С тех пор детские библиотеки играют важнейшую роль в приобщении детей к чтению, в развитии личности ребенка, повышении уровня культуры и образованности граждан и, следовательно, в развитии и процветании общества. Во многих развитых странах мира такие учреждения, как наше, ценятся очень высоко и функционируют прекрасно. Тем не менее, библиотечные специалисты со всего мира (в том числе и из этих стран), приезжают к нам, чтобы посмотреть на нашу, оставшуюся с советских времен, систему сети детских библиотек в масштабе всей страны, которую возглавляет РГДБ. И часто они уезжают с намерением воплотить наш опыт при организации работы у себя на родине.
Знаете ли вы, что мы не только выдаем читателям книги и журналы? РГДБ ведет обширную научную и научно-методическую работу, как и подобает крупнейшей детской библиотеке федерального уровня. Вы можете прочитать о результатах исследований, проводимых специалистами РГДБ, в которых подробно анализируется статус и роль детских библиотек как социального института в странах Европы, например, в Великобритании, Норвегии, Франции, в странах Азии - Японии, Сингапуре, - словом, в развитых и развивающийся странах. В докладах экспертов РГДБ представлены сведения об огромной значимости детского чтения и роли библиотек в его поддержке, подкрепленные цифрами и фактами, полученными в ходе наших и зарубежных исследований. Эти материалы, доклады, справки, предложения неоднократно составлялись для Государственной Думы, Совета Федерации, Министерства культуры РФ и других инстанций.
Уже много лет мы пытаемся, ссылаясь на собственный опыт и на опыт развитых стран, доказать власти, что детские библиотеки действительно имеют большое значение для развития подрастающего поколения. Даже сейчас, когда, казалось бы, их во многом начинает заменять Интернет, библиотеки в селах и небольших городах зачастую являются для местных читателей единственной возможностью получить книги и периодику. Кроме того, доступ к Интернету, кстати сказать, часто осуществляется для небогатых граждан нашей страны через компьютеры именно в библиотеках (правда, он есть там далеко не всегда). К тому же, функция подготовки информации, списков литературы по запрошенным пользователем темам, выполняемая в режиме удаленного доступа, продолжает оставаться прерогативой библиотек. Библиотеки развивают службу «виртуальных справок», и практика показывает, что в век Интернета количество запросов пользователей не уменьшается, а лишь возрастает. Так, сегодня сайты РГДБ посещает в месяц более половины миллиона пользователей – детей и взрослых.
В то же время некоторые из вас, скорее всего, осведомлены, и еще большему числу не составило бы никакого труда узнать о бедственном положении детских библиотек и библиотекарей в нашей стране. От библиотекарей требуют высокого качества обслуживания, но никто не задается вопросом, откуда они, те, кто обычно еще беднее самых, увы, незащищенных в нашем обществе высоких профессионалов – врачей и педагогов – берут деньги на обеспечение этого качества. Ответ прост – практически ниоткуда. Помимо небольших денег от государства (на минимальные нужды), мы работаем, как и многие в России, «на энтузиазме».
Такой стиль работы имеет, разумеется, множество недостатков. Основной – неизбежное старение кадров и разрыв преемственности поколений. Большинство наших профессионалов уже в преклонном возрасте, но молодые специалисты практически не идут работать в такие малобюджетные отрасли. Отсутствие необходимого уровня финансирования также ведет к постепенному ухудшению состояния фондов, материальной базы и, как следствие, качества предоставляемых услуг, что, разумеется, вызывает нарекания и идеи расформировать часть «нерентабельных» библиотек. Вероятно, нет необходимости перечислять все недостатки, вызванные отсутствием адекватного объему обслуживания финансирования, они прекрасно известны из обсуждений аналогичной ситуации с медициной и образованием.
Здесь мы переходим к рассмотрению одной из основных проблем нашей РГДБ в частности, и библиотек России в целом. Она проста – мы похожи на «невидимок». Услугами библиотек пользуются многие, но мало кто, особенно в СМИ, обращает на нас внимание, хотя мы регулярно стараемся привлечь журналистов к освещению нашей работы. Бесполезно – обычно у нас ведь не бывает скандалов!
Библиотеки «просто есть». О школах, о проблемах их функционирования и финансирования спорят регулярно, о поликлиниках и больницах – тоже, о театре, о кино, даже иногда о научных институтах, но не о нуждах библиотек. Нашей вины в этом нет. Мы все время пытаемся доказать властям всех уровней, что библиотечные сети необходимо поддерживать и развивать, и вкладывать в библиотеки хотя бы минимум средств – отдача на эти вложения всегда несопоставимо велика. Но, увы, почти безрезультатно. За два последние десятилетия наши усилия привели лишь к тому, чтобы уменьшить количество закрываемых библиотек. Многие библиотеки были объединены - слиты (например, детские с юношескими), перепрофилированы, закрыты и продолжают закрываются. Между тем, если бы люди обращались за услугами, которые предоставляют библиотеки, в коммерческий сектор, то они потратили бы денег в несколько раз больше (исследования на эту тему неоднократно проводились в США и в Великобритании), кроме того, многие дети вообще не получили бы книг и не стали бы образованными гражданами.
Во многих странах строятся новые библиотеки для всех категорий населения, но главное – для детей. Специально создается среда, где ребенок развивается, где есть все: и книги, и журналы, и мультимедиа, и Интернет, и игры, и игрушки. Где подобные примеры в нашей стране?
Может быть, не всем известно, что в США 100% библиотек подключено к Интернету (и около трети имеют беспроводной Интернет)? Что библиотеки в Европе также подключены к Интернету, великолепно оснащены, и что туда ходит огромное количество населения? В развитых странах мира библиотеки посещает от 40% до 90% населения (согласно статистике). И при этом их уровень «интернетизации» гораздо выше, чем в России. А библиотекари получают зарплаты, адекватные уровню их квалификации и сопоставимые с зарплатами других специалистов. Заметим, что услуги библиотек почти всегда и везде предоставляются бесплатно. Библиотека, наверное, самый демократичный социальный институт, и по уровню финансирования библиотек и отношению к ним можно судить о том, насколько развита в стране демократия.
Мы спрашиваем: когда же общество и СМИ, как «четвертая» власть, будут говорить о том, как нужны и как прекрасно работают многие библиотеки? Так что же: что имеем - не храним? Не ценим? Не хотим ни говорить, ни даже подумать об этом? Критиковать, конечно, гораздо легче …
Сообщения о библиотеках иногда появляются и в блогах, между скандалами и острыми памфлетами различной направленности. Однако кто из блоггеров предложил провести в Интернете крупную кампанию «Поддержим детские библиотеки России»? А ведь миллионы детей ходят к нам в библиотеки, и мы им по мере сил помогаем, учим, стараемся окружить заботой. Не обязательно нас благодарить – это наша работа, она нам нравится, мы сами когда-то выбрали профессию детского библиотекаря. Но очень удивляет и огорчает: когда крупнейшей детской библиотеке страны исполняется 40 лет (это было недавно, в декабре 2009 г.), сеть не пестрит поздравлениями от читателей (прошлых и настоящих), и никто особенно не интересуется, нет ли у нас проблем и не надо ли нам помочь. Однако стоит разгореться скандалу - и сразу же десятки страниц, сотни сообщений, огонь критики, шквал неодобрительных высказываний.
Где вы, когда надо помочь РГДБ? Другим библиотекам? Может быть, Вы выяснили нашу ситуацию и написали в своем блоге, что библиотека нуждается в помощи? А ведь сегодня у РГДБ крайне мало денег и нет спонсоров. При этом не хватает средств на приобретение компьютеров, на ремонт, на новые проекты … Снижено финансирование библиотеки, и в будущем году его собираются снизить еще на 40% … Устоит ли библиотека? Между тем, есть многие, кто был бы не прочь получить ее отличное помещение в самом центре Москвы. А директор библиотеки Г.А. Кисловская уже год ищет средства на новый, уникальный проект по оцифровке коллекции редкой детской книги из фондов РГДБ, ищет, но не находит. А как бы хотелось – бесплатно! – показать в Интернете эту коллекцию детям и родителям всей России!
Получается: вы детей учите, давайте им самые лучшие книги, но со своими проблемами разбирайтесь сами. Что же, это до определенной степени верно. Но тогда ответьте на вопрос: что бы вы предпочли – перенос РГДБ на окраину Москвы и офисы на ее месте (что уже произошло или происходит с рядом библиотек), или РГДБ имени С.В. Михалкова с тем же спектром услуг, что она оказывает сейчас?
Мы обращаемся к блоггерам: а Вы могли бы создать инициативную группу помощи библиотеке и на эту тему смогли бы поднять шум в Сети, как вы это делаете сейчас?
По поводу пресловутого переименования: наш директор выбрала второй вариант. Да, он спорный. В своей статье в Российской газете «Эта суровая радость скандала» писатель Андрей Максимов говорит о том, что хороших детских писателей много, и «все равно кто-нибудь обидится. Поэтому предлагаю называть библиотеку именем детской литературы… И не обидно никому».
Что же, в этом высказывании есть доля истины. Возможности и потенциал РГДБ позволяют сделать ее Национальной библиотекой детской литературы или Национальной детской библиотекой. РГДБ уже выполняет почти все функции такой организации, поскольку является научно-методическим центром и одновременно одной из крупнейших детских библиотек мира.
Мы можем привести и заслуживающие внимания примеры. В Киеве много лет работает Национальная библиотека Украины для детей. Во Франции библиотека для детей с названием «Радость чтения» в 2008 г. стала филиалом Национальной библиотеки Франции. В Италии создан проект и начинается строительство Международной детской библиотеки. В Японии в 2002 г. была открыта Международная библиотека детской литературы (как отделение Национальной парламентской библиотеки Японии). В Южной Корее в 2006 г. в Сеуле была открыта Национальная библиотека для детей (которая оснащена по последнему слову техники и построена по специальному проекту).
В Сингапуре государство проводит политику поддержки чтения подрастающего поколения. В начале 2000-ых гг. был принят план, согласно которому построено 100 новых, великолепно оснащенных библиотек для детей и юношества.
В Швеции — «читающей стране» — за последние годы приоритет и государственная поддержка чтения удвоилась, причем именно в отношении детей и юношества. Целью «литературной политики» в Швеции является повышение уровня «качества» чтения, особенно, чтения детей (в том числе с помощью интернета, электронных книг).
Норвежское правительство разработало стратегию, направленную на пробуждение у детей интереса к чтению. Важным ее пунктом этого плана является поддержка публичных библиотек. Одной из мер считается обязательное посещение каждым школьным классом публичной библиотеки для ознакомления детей с ее ресурсами и возможностями.
Дания в последнее десятилетие развивает новую государственную политику в области культуры для детей. Библиотека продолжает быть одним из самых важных культурных ресурсов для детей, библиотеки посещают около 80% всех детей страны.
Однако приходится вернуться к нашим реалиям. Выскажем коротко свое отношение к ситуации с переименованием нашей библиотеки. Наш директор – Г.А. Кисловская – прекрасный профессионал, любит людей, предана своему делу, всегда открыта и готова к диалогу. Иногда она резко высказывает свое мнение. Но всегда готова его обсудить и согласиться с чужой точкой зрения, если та аргументирована. Это было доказано уже много раз. И ни разу не было случая, чтобы оппоненты директора были хотя бы как-то ущемлены в правах или преследовались. Первоначально письмо о переименовании библиотеки составлялось после консультаций с самыми опытными сотрудниками, профессионалами, работающими в библиотеки уже несколько десятилетий. Многие из них поддержали эту идею. Напомним, что такого типа решения почти никогда и нигде не принимаются коллегиально, путем общего голосования. Они могут обсуждаться с коллективом, с частью коллектива, но принимает их, как ни трудно некоторым это принять, именно руководство учреждения или компании (если, кончено, сотрудники не имеют своей доли в предприятии, тогда бывает по-разному). Затем это письмо по пунктам обсуждалось на открытом собрании, и большинство сотрудников, опять-таки, его поддержали. Многие из них знали и любили С.В. Михалкова как детского писателя, своими глазами видели, как сотни детей радуются общению с ним, приходя на праздники в библиотеку. С.В. Михалков был сложной фигурой, но говоря об РГДБ, мы должны отдать ему должное: нашей библиотеке он всегда был верным другом и защитником.
Так, помня о его заслугах перед библиотекой, и понимая, что нас ждет впереди, большинство сотрудников согласилось с первоначальным решением директора. И, безусловно, никто никого не принуждал решить так или иначе (наш директор - не платоновский Тиран).
Еще раз хочу подчеркнуть: наши специалисты работают почти бесплатно, и трудно считать их приспособленцами, думающими только о своей выгоде. Не стоит считать их также людьми безынициативными, они десятилетиями творчески работают с читателями, выступают в роли педагогов; многие из них - уникальные специалисты, известные на всю Россию. Это компетентные профессионалы, знатоки своего дела, а не абстрактное «пассивное большинство», не нужно их оскорблять. И не нужно забывать, что это их библиотека, они спасли ее в девяностые и продолжают поддерживать ее функционирование на высоком уровне.
Остается добавить, что, по-видимому, А.А. Копейкин не понимает, что человек, действительно защищающий «честь и достоинство библиотеки», сначала испробует все средства, чтобы лично повлиять на ход событий, не обращаясь к посредникам – в данном случае, к «масс-медиа». Такой человек сначала постарается решить проблему сам, привлечь союзников, и только окончательно убедившись в бесполезности своих усилий, он, может быть, пойдет просить о помощи третью сторону. Будучи последовательным, перед этим он подаст в отставку, чтобы не нарушать то, что теперь называется нормами корпоративной этики, а раньше звалось уважением к своим коллегам. Наш же герой этого не сделал – очевидно, преисполненный сознания собственного благородства и принципиальности, он просто сразу написал в свой блог и в СМИ. Высказывать свою точку зрения в блоге – совершенно нормально и правильно, но только почему «месседж» обществу был отправлен от лица сотрудников библиотеки? И почему на сайте возглавляемого им «Библиогида» все это время продолжает находиться «комплиментарная» статья о Михалкове? См. http://bibliogid.rgdb.ru/articles/802
Теперь последнее: что можно сделать сейчас? Первое: перестаньте воспринимать библиотеки как данность! Ситуация ухудшается. Новые законы толкают библиотеки на введение платных услуг. Вам это понравится? Сегодня общедоступными библиотеками (региональными и муниципальными) пользуется более 70% всего детского населения России в возрасте до 14 лет – это наши дети, и пока что они пользуются услугами библиотек бесплатно. Пока. А вы говорите – «Михалковы, выгодная сделка!» Да не за льготы и преференции мы бьемся, а чтобы сохранить для вас бесплатное обслуживание. Не верите – прочитайте наши материалы, спросите сотрудников детских библиотек возле вашего дома. Пока что еще есть, кого спросить.
Помогайте нам лоббировать наши общие интересы: пишите о нас, хвалите нас, требуйте, чтобы нам дали немного больше денег – они все равно идут на обслуживание детей. Библиотекам так необходимы деньги на приобретение литературы и периодики, на технику – но главное, на молодых специалистов. У нас вообще уже остались только те люди, которые давно работают за гроши, просто из любви к своему делу. Вы же знаете, таких в России еще много, но ничто не длится вечно. Многие из нас уже на пенсии или скоро там будут, есть все шансы на то, что детские библиотеки просто закроются, и вашим и нашим детям некуда будет пойти за бесплатной детской литературой.
Пишите! Пишите в СМИ, в блогах – вы все равно это делаете, так пишите о том, что нам действительно остро необходимо! Пусть РГДБ будет Национальной библиотекой детской литературы! Пусть Детская библиотека на Октябрьской будет в полном объеме выполнять свои функции! И другие библиотеки – тоже! Библиотеки нуждаются в том, чтобы их поддерживали, и чтобы они могли привлекать к работе молодых библиотекарей, что невозможно без хотя бы относительно достойной заработной платы.
Мы столько лет помогали вашим детям – мы и наши коллеги по всей стране, - так помогите нам! Докажите, что наша библиотека, и другие детские библиотеки вам нужны! Может быть, это последний шанс спасти наши организации, потому что только чудом последние десятилетия нам – РГДБ и нашим коллегам из регионов – удавалось удерживать власти от закрытия (либо перепрофилирования, сокращения сети) детских библиотек.
Мы много лет боролись за интересы детей, за соблюдение Прав Ребенка, за предоставление следующим поколениям доступа к ценностям литературы, мы старались дать всем детям возможности дополнить свое образование, расширить кругозор, получить необходимые знания. Миллионы детей (особенно, из малообеспеченных семей) благодаря библиотекам смогли вырасти в образованных взрослых граждан.
Подумайте и спросите себя: не ваше ли принятие положения вещей как данности, не ваше ли равнодушие вносят вклад в нынешнее тяжелое положение многих и многих детских библиотек?
Мы долго делали все, что могли, и будем продолжать работать. Но вы, наши выросшие читатели, родители и дети наших читателей, - именно сейчас вы можете нам помочь. Если мы вам нужны – отстаивайте наши интересы, ведь это именно тот случай, когда наши интересы – это и ваши интересы, и, что еще важнее, интересы детей.

В.П. Чудинова, зав. отделом Российской государственной детской библиотеки
А.В.Лисицкий, руководитель учебного центра «Школа библиотечного лидерства», с 1.10.2010 –заместитель директора Российской государственной детской библиотеки по инновациям

Российская государственная детская библиотека: Что имеем – не храним...



 

5 комментариев:

  1. Если бы не теперешнее бедственное положение библиотек, не возникло бы, наверное, и идеи присвоения имени.
    Для СМИ ситуация вокруг библиотеки - это скандал (они так устроены), а для нас возможность быть услышанными властью, читателями. Политика в отношении библиотек сейчас - это ВАРВАРСТВО!

    ОтветитьУдалить
  2. А комментариев на блоге РГДБ совсем немного. НИКОМУ нет дела до библиотек, только если это не дешевый трэш. Даже не плакать хочется, а выть от отчаяния

    ОтветитьУдалить
  3. Очень странно слышать от господина А.В.Лисицкого, который работает в библиотеке с 1.10.2010, как он много лет боролся за интересы детей, за соблюдение Прав Ребенка, за предоставление следующим поколениям доступа к ценностям литературы, ...старался дать всем детям возможности дополнить свое образование, расширить кругозор, получить необходимые знания.

    ОтветитьУдалить
  4. Это материал не только Лисицкого, но и Чудиновой. А то, что касается интересов детей и доступа к литературе, относится к РГДБ.

    ОтветитьУдалить
  5. школьный библиотекарь2 января 2011 г. в 17:48

    Профессию библиотекаря только ленивый нее пинает. А попробуйте поработать в условиях перманентного кризиса. Денег на новые книги нет и взять негде. Иногда плакать хочется, что не смог ребенку помочь только потому, что литература то уже устарела. Создавайте электронные базы, говорят вышестоящие руководители. А как? Доступа в Интернет нет, собственной электронной базы тоже создать никак. И как же в таких условиях помочь детям дополнить образование, расширить кругозор?

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Проверка ТИЦ
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.