Библиотечный блог методиста

суббота, 18 декабря 2010 г.

Главные фильмы десятилетия


1. Шрек

Эндрю Адамсон, Вики Дженсон, 2001

Зеленый огр, или великан-людоед, по имени Шрек влачит одинокое, но самодостаточное существование на болоте и приходит в бешенство, когда местный лорд-карлик переселяет поближе к нему других сказочных существ. Чтобы сплавить их куда-нибудь подальше, Шрек соглашается помочь карлику стать королем: спасти для него принцессу, заточенную в башне. Полнометражный мультфильм-пародия на все голливудские сказки, от диснеевской «Красавицы и чудовища» до «Красотки», а также на современный гламур и культ красоты. Шрек стал культовым персонажем нулевых, олицетворением права быть самим собой, а первый мультфильм про него — одним из самых кассовых в истории. Он во многом спровоцировал анимационный бум и даже получил «Оскара».

2. Догвилль

Ларс фон Триер, 2003

США, 1930-е годы. Спасаясь от гангстеров, красавица Грейс ищет укрытия в богом забытом городке Догвилль, где живут «простые хорошие люди». Но, чтобы стать тут своей, ей придется пройти через ад. Самый радикальный и парадоксальный фильм нулевых — и по форме, и по содержанию. Законодатель «Догмы», погрузившей зрителя в безусловную реальность, Триер первым же от нее отказался: город Догвилль нарисован на полу в пустом сценическом пространстве без декораций, но именно благодаря этому он становится сверхреалистичным и превращается в босховскую метафору человечества — равнодушного, склонного к фашизму и абсолютно неисправимого, — одну из самых страшных в истории кино.

3. Слон

Гас Ван Сент, США, 2003

Несколько дней из жизни рядовой американской школы, которые заканчиваются кровавой драмой: двое учеников покупают по интернету оружие, чтобы расстрелять своих одноклассников и учителей. Фильм отсылает к реальному школьному побоищу, потрясшему США в конце 90-х. Но Гас Ван Сент не пытается докопаться до его причин и выходит далеко за рамки психологии и политики, изображая школу как галлюциногенный лабиринт, где невозможно не заблудиться. Это метафизическое кино о нашей общей неспособности понять и объяснить не только зло, но и реальность вообще. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля.

4. Убить Билла — 1, 2

Квентин Тарантино, 2003–2004

Участница отряда наемных убийц «Смертоносные гадюки» по кличке Черная Мамба выходит из комы и мстит своим подельникам и главарю банды Биллу за то, что те хотели ее ликвидировать, когда она была беременной, и якобы убили ее нерожденного ребенка. Нулевые — эпоха экранизаций комиксов, и лучшим из них стал авторский комикс Тарантино. Главный режиссер девяностых, он по-прежнему умеет творить современные мифы и воплощать их в эпической форме, в которой смачное насилие смешано с добродушным юмором, а ирония — с катарсисом. Тарантино — единственный, кто на языке комикса способен всерьез разговаривать о вечных ценностях, давно скомпрометированных в пафосной «высокой культуре».

5. Фаренгейт 9/11

Майкл Мур, 2004

Документальный памфлет на Джорджа Буша-младшего, обвиняющий президента США в коррупции, халатности и выставляющий его полным дебилом. Самый кассовый документальный фильм в истории, сделавший Мура суперзвездой и породивший жанр зрелищной разоблачительной документалистики — политического инфотейнмента, который противопоставляется обычным СМИ и претендует на освещение того, о чем не расскажет больше никто. В 2004-м Мур проиграл Бушу, которого американцы все-таки избрали на второй срок, но выиграл у него в перспективе, когда избрали Обаму, а в Голливуде наснимали кучу антибушевских и просто антиамериканских фильмов. И неважно, где правда в «Фаренгейте», а где манипуляция и обман; важен сам факт, что кино в XXI веке еще способно если не воздействовать на реальность, то хотя бы заставлять людей сомневаться в том, что медиа транслируют им как истину.

6. Смерть господина Лазареску

Кристи Пую, 2005

Пожилой господин Данте Ремус Лазареску жил один в Бухаресте. Как-то вечером ему стало нехорошо, и он вызвал «скорую». Врачи приехали с опозданием, долго решали, что делать с больным, а потом возили его по кругу из больницы в больницу, каждая из которых отказывалась его принять. Когда его наконец госпитализировали, было уже поздно. Эта экзистенциальная притча с элементами абсурда основана на реальных событиях и снята в реальном времени в реальном Бухаресте. Лучший образец «нового реализма», главной тенденции нулевых, — игровое кино, неотличимое от документального и даже более достоверное, чем любой документ.

7. Натюрморт

Цзя Чжанкэ, 2006

Старый китайский город на реке Янцзы вот-вот будет затоплен из-за строительства гигантской дамбы. Пока этого не произошло, сюда приезжают мужчина и женщина. Он ищет свою жену, бросившую его шестнадцать лет назад, она — мужа, который два года назад приехал сюда на заработки. Цзя Чжанкэ — основатель современного китайского арт-кино, одного из самых интересных сегодня. Он снимает подчеркнуто антиимперские фильмы об изнанке великой китайской утопии и ее невидимых жертвах — обычных людях, живущих в нищете. Это не только политическое, но и поэтическое кино. Цзя словно бы смотрит на сегодняшний Китай, строящий светлое будущее, из этого самого будущего, уже зная, что его строительство приведет лишь к разочарованиям, меланхолии и опустошенности. «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля в 2006 году.

8. Груз 200

Алексей Балабанов, 2007

СССР, 1984 год. Из Афгана поступают гробы с нашими солдатами — тот самый «груз 200». В телевизоре Черненко бубнит что-то официозное, а в городке Ленинск обычный милиционер — маньяк и импотент — насилует бутылкой и похищает дочь секретаря райкома, а потом сам же расследует ее исчезновение, в результате чего под расстрел идет невиновный. Выдающийся гиньоль и безошибочный диагноз нашему прошлому и настоящему: власть неприкосновенна и беспощадна, никакого общества нет, а человек, абсолютно незащищенный, выживает в одиночку и уже не может, даже если захочет, объединиться с другими выживающими. Главное российское киновысказывание всего постсоветского времени, не столько безысходное, сколько терапевтическое.

9. Пределы контроля

Джим Джармуш, 2009

По заданию свыше вооруженный пистолетом герой-одиночка путешествует по Испании и в каждом городе встречает в кафе нового связного. Тот передает ему спичечный коробок с какими-то бумажками, которые герой тут же проглатывает, запивая двумя чашками эспрессо. В чем смысл его миссии, он не знает и, возможно, не узнает никогда. Не знает этого и зритель, безуспешно ломающий голову над тем, что же там, в спичечных коробках, и зачем все эти шифры-пароли-явки. Не знает этого и сам Джармуш, который всегда стремился сделать кино из чистого воздуха, не привязанное ни к каким смыслам и не подчиняющееся никаким законам, кроме одного: в искусстве, как и в жизни, нет ничего невозможного.

10. Аватар

Джеймс Кэмерон, 2009

2154 год. Земляне израсходовали все природные ресурсы, и теперь им нужен особый минерал, находящийся на планете Пандора. Туда снаряжают экспедицию, но коренное население Пандоры — синекожее племя Нави — хочет сохранить свою природу в целости и сохранности. В ответ люди объявляют ему войну. Самый кассовый фильм в истории, установивший новую планку качества для блокбастеров будущего, которые уже снимаются в 3D. Кэмерон не только поднял эту технологию на новый уровень, но и заложил в свой фильм довольно радикальное высказывание. Когда-то он снял «Чужих»: там жуткое существо из космоса угрожало человеку. В «Аватаре» обратная ситуация: люди уничтожают сами себя, и человеку, чтобы выжить и спастись, нужно не убить, а полюбить Чужого и в конечном итоге самому стать Чужим, отказавшись от собственной природы, жестокой и разрушительной.

11. Дядюшка Бунми, который может вспомнить свои прошлые жизни

Апичатпонг Вирасетакун, 2010

Дядюшка Бунми, умирая от неизлечимой болезни, решает провести последние дни в родной деревне, где ему являются призраки умершей жены и пропавшего сына, где он видит свои прошлые и будущие жизни. Одна из главных кинотенденций нулевых — появление фильмов без привычного нарратива, напоминающих видеоинсталляцию. Парадокс, но благодаря этому возрождается уникальная магия кино, которая в «обычных» фильмах давно утрачена. Таец Апичатпонг Вирасетакун — главный по таким трансформациям. Он снимает фильмы, занимается видеоартом, делает инсталляции для галерей и музеев. «Дядюшка Бунми» — его самая киношная работа, состоящая, впрочем, всего лишь из нескольких неподвижных сцен. Это гипнотический фильм-сон, фильм-медитация и в конечном счете фильм-ничто (в буддистском смысле), получивший «Золотую пальмовую ветвь» и утвердивший тайского экспериментатора в качестве главного режиссера ближайшего будущего.

12. История арканарской резни

Алексей Герман

Экранизация научно-фантастической повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Действие происходит в будущем на другой планете, где все еще царят варварские средневековые законы. Самый ожидаемый российский фильм десятилетия. Фильм одного из главных российских режиссеров, который он мечтал снять еще в начале своего творческого пути, сорок лет назад, а сейчас называет своей последней работой. Съемки начались в 2000 году, закончились в 2006-м; в 2008-м режиссер показал нескольким журналистам рабочие фрагменты фильма, после чего появилась надежда, что он будет скоро завершен, но работа над ним все еще продолжается. Герман — художник-перфекционист, невероятно чуткий к каждой детали и к каждому персонажу. Он создает на экране густонаселенный, физиологичный и при этом монументальный мир. Очевидно, что «Резня» станет апогеем его кинематографа, у которого нет аналогов в мире.

1 комментарий:

  1. Я бы добавила "Необратимость" Гаспара Ноэ. Фильм, полностью перевернувший мой внутренний мир

    ОтветитьУдалить

Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.