Библиотечный блог методиста

среда, 15 декабря 2010 г.

Еще раз о стендах: гостевой пост от Избачки

По профессиональной самоиндентификации я не библиограф, хотя специальность в дипломе обозначена именно так. По должности приходилось учиться самой и консультировать коллег, в том числе и по вопросам информационно-библиографического характера. Поэтому не удержалась от комментария к посту об информационных стендах. Вполне отдаю себе отчет, что у многих может возникнуть мысль: критиковать-то хорошо, а ты вот сама попробуй.

Давно убедилась, что творческие библиотекари могут сделать (в данном случае информационный стенд) гораздо лучше, чем я, или кто другой, скажет об этом в консультации. Но в консультации можно более рельефно показать алгоритм, а главное, можно задавать вопросы, совместное обсуждение которых и будет, собственно, консультацией.

Вступление о целях и задачах стендов (т.е. зачем они нужны) опускаю: все сказала в комментарии к посту "Информационный стенд в библиотеке". Там есть что добавить, но на сей момент это не главное.

Итак, какие вопросы я бы задала в консультации об информационных стендах?

1. Сколько нужно стендов? Их может быть несколько: в фойе, на абонементе, в читальном зале, в других отделах и функциональных помещениях. У каждого из них свои цели и задачи.
В фойе – наиболее общие сведения о библиотеке: полное название, почтовый и электронный адрес, учредители, руководители, партнеры, Миссия, награды. Наверное, уместны сведения о регламентирующих документах: Устав, Правила, Прейскуранты на платные услуги …, по которым работает библиотека. Вряд ли стоит помещать полный текст этих документов, достаточно их перечислить и сообщить, где они находятся, к кому обратиться за ними. Здесь же структура библиотеки (ЦБС): название отделов (филиалов), чем они могут помочь читателям/пользователям, как их найти, к кому обратиться… Сведения об общебиблиотечных, общерайонных/городских мероприятиях и акциях.
Соответственно, в отделах – более детальные сведения об отделах: о сотрудниках, ресурсах, услугах, мероприятиях, достижениях…

2. Где и на чем располагаются стенды? Пространственно: ближе к фонду, к выходу, рядом с каталогом, с кафедрой? … Это зависит и от размеров помещения, и от концептуальной идеи. На специальных планшетах, плакатах, выставочных стендах, книжных полках, прямо на стене, с использованием подручных материалов?... Я знаю, что есть весьма оригинальные находки.

3. Какие нужны стенды: постоянные или переменные? Констатирующие или навигационные (поясняющие, где, что и как найти)? Могут быть и те и другие. Можно на одном стенде сделать две части. Тогда, каково соотношение частей? Периодичность обновления переменной составляющей?

4. Разделы и темы стенда? Зависят от того, что мы хотим сообщить читателям/пользователям, что показать, на что завлечь… Они также могут быть постоянными и сменяемыми на более актуальные.

5. Объем текстов, объявлений, сообщений. Если информационный стенд – вид рекламы, лучше избегать сложносочиненных предложений в его текстах. Они должны быть краткими, читабельными, т.е. такими, которые можно «схватить» одним взглядом.

6. Как будут располагаться тексты, разделы и темы на стенде? Можно по принципу книжной страницы: слева-направо, сверху-вниз. Можно - центробежно. В центре - нон-стоппер, какая-то деталь, резко привлекающая внимание: знак вопроса и сам вопрос, фотография, черное пятно... В детских библиотеках для этой цели используются талисманы, литературные герои … , а дальше, к краям стенда – тексты, раскрывающие смысл нон-стоппера. Лучше всего воспринимается текст и картинки, расположенные в правой верхней части: здесь может быть самая главная или срочная информация. Какие еще будут идеи?

7. Будет ли и, каким образом, использоваться цветовая гамма? Какие цвета будут нести основную смысловую нагрузку? Обязательно следует уточнить и правильно использовать цветовые сочетания. Здесь же можно продумать какие шрифты могут быть использованы. Лучше, конечно смотрится компьютерная печать, но в зависимости от замысла, почему бы не использовать эксклюзивные работы художника.

8. Каковы стилевые особенности, язык? Многое зависит от местоположения стендов и соответственно, целевого назначения. Официальный текст - деловой стиль и язык. Приглашения на мероприятии – это, естественно, более эмоциональный язык. Могут быть стилевые варианты для детей и подростков, студентов и пенсионеров. Главное, чтобы не было приказного тона, запретительных и карательных обещаний.

9. Будет ли обращение к читателям? Какого рода: приветствие, вопрос, призыв дать оценку, отзыв? Обобщенно-персонифицированное: дорогой друг, любезный читатель… , или обобщенно-групповое: уважаемые студенты, пенсионеры…

10. Предполагается ли интерактив? Если, да, то, как будет осуществляться обратная связь: специальные кармашки для записок, вопросов, цветовых жетонов для голосования; место для записей онлайн, («забор» отзывов), контактные каналы связи? Что еще?

Ответы на эти вопросы у каждого библиотекаря могут быть разными. И это хорошо, потому, что в этом случае мы будем иметь дело с «лица необщим выражением» Кто-то, наверняка, может подсказать еще приемы и способы, которые делают информационные стенды по-настоящему эффективно работающими, а не просто набором плакатов, мимо которых читатели проходят, не задерживаясь.

В последнее время в библиотеках стали активно использовать электронные информационные средства: бегущую строку, монитор компьютера. Может быть,придет время, будем голограммы использовать. Но, думаю, что без ответа на предложенные мною вопросу все равно не обойтись. А вы как думаете? И о чем я еще не сказала?

Примеры информационных стендов разной тематики можно посмотреть здесь и здесь.

10 комментариев:

  1. У нас в библиотеке информационные стенды как раз проблема. Вот думаю, почему? Во-первых, наверное нет четкого понимания целей и задач. Во-вторых, и скорее всего, главное - нужен вот этот самый алгоритм и консультация с вопросами, которые вы, уважаемая Izbachka, дали в вашем посте. Все очень четко, конкретно, логично! А ведь хочется, чтобы информационные стенды были не потому, что так положено и для отчетов...

    ОтветитьУдалить
  2. Прошла я сейчас по библиотеке, ища только это - и ужаснулась. Даже то, что можно отнести к информационным стендам - почти не используется или содержит устаревшую информацию (Хотя есть несколько интересных находок). Зато объявлений на листочках А4 - море в разных местах. Даже об особом противопожарном режиме в лесах в связи с жарой!
    С печалью хочу сказать одно (зная, что блог читают мои коллеги) - свою работу методиста я выполнила, информацию донесла. Надеюсь, что библиотечные специалисты ее используют. У Избачки все разложено по полочкам, а новые идеи появляются в процессе работы.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за консультацию.К сожалению в наших условиях мы не можем применить все предложенные вами варианты.Условия нашего филиала таковы, что мы можем иметь только один информационный стенд - на двери, с внутренней стороны. Т.Е.читатель должен обратить на него внимание, выходя их библиотеки. Состоит он из 2 частей (2 цветных пластиковых ромба)на которые легко прикалываются фотографии, заметки, рисунки и т.д.Тематика разнообразна, главная задача - заставить остановиться и прочитать. Преодичность обновления - примерно 1-2раза в месяц.г.Саров

    ОтветитьУдалить
  4. Хорошая консультация, обязательно пошлю сюда коллег. Очень логично поставлены вопросы, выстроен алгоритм создания стенда, а это большое облегчение в работе не только для начинающих, но и для специалистов. К сожалению, анализировать и делать выводы умеют не все.
    Себе на заметку взяла первую идею - стенд при входе, где в общем и целом обо всей библиотеке - структура, документы, как кого найти... Надо будет обсудить с библиографами. Думаю, такой стенд может быть практически статичным, постоянным. У нас в холле как раз есть стенд, на который мы тратим много сил, а толку почти нет, т.к. не слишком удачное расположение, он ускользает из поля видимости читателей, они об него не "спотыкаются". Думаю, предложенный в консультации вариант будет эффективнее

    ОтветитьУдалить
  5. У нас в библиотеке в качестве информационного стенда плодотворно и уже традиционно используется компьютер, постоянно действующий в холле библиотеки. Дети и взрослые уже привыкли получать именно там информацию о предстоящих праздничных акциях, каникулярных мероприятиях. Здесь они могут познакомиться с итогами конкурсов, проводимых в библиотеке, посмотреть на себя со стороны, благодаря красочному фотоколлажу, подготовленному библиотекарями. Приятно, когда около монитора компьютера собираются читатели целыми классами. Каждый для себя находит там что-то важное и интересное, имея возможность выбора и обсуждения с одноклассниками, учителями, какое мероприятие им хотелось бы посетить всем классом в школьные каникулы, а на какой праздник они отправяться всей семьёй.

    ОтветитьУдалить
  6. А, да, компьютер в холле хорошо работает))). Удобно еще и то, что рядом есть место для интерактива, вот, например: http://vpereplete.blogspot.com/2010/11/blog-post_27.html
    Эта зона хорошо работает)

    ОтветитьУдалить
  7. Образно выражаясь, инфстенд - это ЯЗЫК библиотечного ПОМЕЩЕНИЯ (пространства). Немножко коряво выразилась, но, думаю понятно. Зачем. человеку язык? Чтобы озвучить, то, что у него в голове. Иногда язык бывает "без костей" и мелет без устали что попало, тогда от него просто отмахиваются. Поэтому:
    1)стендов может быть несколько, но НЕ МНОЖЕСТВО, чтобы глаз не замыливался и стенды не воспринимались как стены.2)если найдено удачное место - пусть он остается там дольше, чтобы глаз сам искал его.Но не навсегда (см. п.2).3) Язык может шептать и кричать.Стенд напомнит о себе: системой постоянных цветовых сигналов (официальное - черным, книж. новынки - красным, мероприятия - зеленым...); нон-стопперы сопровождающие каждую новую инфу (на стенде - валенок, под ним, объявление о мероприятии посвящ зиме) А комп - это бездонный кладезь для идей.

    ОтветитьУдалить
  8. Я поняла, что надо на учебе тему поднять. можно игру придумать - "оформи библиотеку". алгоритм уже готов. хорошие реализованные идеи показать сначала.
    в библиотеках потолочные плитки сразу пространство помогут определить (это для тех, у кого стендов готовых нет), комп для оформления везде есть. может, от игры к практике перейдут.
    кстати, мне саровское солнышко очень нравится.
    а комп для рекламы для нас из области фантастики

    ОтветитьУдалить
  9. Есть идея по поводу слов Ирины Огневой "Зато объявлений на листочках А4 - море в разных местах". Информацию о новых предложениях залов обслуживания можно систематизировать и размещать в одном, но бойком, местечке. У нас это место - между первым и вторым этажами. Прямо на стену прикрепили большие и широкие вырезанные буквы из которых составлено: "Для вас". Буквы настолько широки, чтобы на них можно было прикреплять небольшие листовочки с информацией о новинках и настолько высоки, чтобы таких листовочек убралось несколько (у нас высота букв 35 см, ширина каждой стороны буквы примерно 20 см.). Буквы заламинированы, поэтому на них без боязни испортить можно скотчем крепить миллион раз. Каждая буква принадлежит какому-то одному залу, поэтому над ней симпатичное "коромыслице" с названием отдела. Все 100% легко читаемо. И когда читатели спускаются или поднимаются по лестнице, то сразу видят, что и в каком зале нового. Текст на листовочках красиво оформлен, но предельно лаконичен (ибо все одно длинные тексты, как бы они умны и интересны не были, читаются плохо). При этом в разные времена года залы для оформления своих листовочек выбирают разную форму. Перед Новым годом листовочки абонемента, например, были в виде подарочных коробок да еще и с золотистой ленточкой, осенью - в виде кленовых листьев и так далее. Получается очень наглядно, легко читаемо, привлекательно. Если будут вопросы, задавайте в моем блоге: отвечу и все поясню

    ОтветитьУдалить
  10. ЗдОрово! Хотим увидеть фотографии!
    Мне нравится идея. у нас тоже первый и второй этаж, где находятся отделы для читателей. И "страшная" стена около лестницы. Можно было бы сделать вполне приличное оформление.

    ОтветитьУдалить

Моя книжная полка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Лицензия Creative Commons
Произведение «Библиомания» созданное автором по имени Огнева Ирина, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 3.0 Непортированная.