Е.Назаренко:
Умение общаться с людьми необходимо не только тем, кто «работает психологом». С этой истиной, похоже, согласны все. Но не все понимают под выражением «умение общаться с людьми» то, что является, на мой взгляд, здесь самым важным.
А именно: результатом Вашего «умения общаться с людьми» всегда должна быть психотерапевтическая польза, приносимая Вами этим людям. Вот так-то.
И следует знать: чтобы общение с Вами оказывало на людей психотерапевтический эффект — Вам не обязательно быть этим самым психотерапевтом!
Но для этого, всё-таки, нужно научиться некоторым отработанным, почти доведённым до техники, способам, так сказать, «межличностного взаимодействия».
Один из них, который я Вам сегодня представляю, называется «Техника сэндвича». Он прост как бутерброд с маслом, но не все знают, что от соблюдения нехитрых условий его приготовления зависит очень много.А именно: результатом Вашего «умения общаться с людьми» всегда должна быть психотерапевтическая польза, приносимая Вами этим людям. Вот так-то.
И следует знать: чтобы общение с Вами оказывало на людей психотерапевтический эффект — Вам не обязательно быть этим самым психотерапевтом!
Но для этого, всё-таки, нужно научиться некоторым отработанным, почти доведённым до техники, способам, так сказать, «межличностного взаимодействия».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).
А. Начать с хорошего.
В. Продолжить сложным и неприятным.
С. Закончить хорошим.
Казалось бы, что тут непонятного ? В теории — всё понятно. Однако с практикой сложнее. На практике мы часто не задумываемся о том, что общение — это искусство и поэтому оно должно строиться по своим чётким законам.
На практике мы привыкли вот к чему. Мы следуем двум жёстким схемам. Либо:
устраиваем вечер «неприятных разговоров», год или месяц копя для этого вечера все «неприятные моменты».
Устраиваем скучный невыносимый дежурный «вечер комплиментов», не позволяя «плохому слову» сорваться с наших губ, и тем самым ещё больше готовя почву для последующего неприятного разговора, который неминуем.
Техника «сэндвича» как раз и позволяет нам не держать камень за пазухой с тем, чтобы потом в самый неожиданный момент не вывалить гору накопленных камней на голову ничего не подозревающего собеседника.
Эта техника исходит из аксиомы: человеку всегда есть что сказать другому человеку: и приятное, и неприятное. Причём «приятного» нужно говорить в удвоенном объёме. Именно тогда «неприятное» нормально усвоится, переварится и осознается.
Если Вы выберете стратегию «Я никого не ругаю, я со всеми в ладах», то эта стратегия будет работать на Вас только до поры до времени. А потом Вы сорвётесь и заслужите репутацию непредсказуемого и неуравновешенного, а то и двуличного человека, который «мягко стелил», да жёстко потом пришлось спать...
Если, наоборот, Вы выберете стратегию «моя задача — указывать на недочёты, хвалят пусть льстецы», то Ваш негатив скоро просто перестанут слушать, Вы будете вещать в пустоту. Так люди амортизируют неприятный для себя шум — перестают его слышать вообще. В итоге, своей критикой Вы также ничего не добьётесь.
Каждый акт общения должен быть выстроен по принципу сэндвича — кусок масла между двух кусков хлеба — чтобы ничего не испачкать, не посадить досадное жирное пятно, но чтобы было в итоге питательно и полезно.
Сначала Ваши попытки всегда действовать по этому принципу будут выглядеть несколько искуственно. Но потом Вы привыкнете к правилу сэндвича, что сразу отразится и на качестве Вашего общения.
Более того, люди будут вслушиваться в Ваши советы и критику, не переставая при этом считать Вас — самым душевным человеком из всего своего окружения.
Елена Назаренко
Казалось бы, что тут непонятного ? В теории — всё понятно. Однако с практикой сложнее. На практике мы часто не задумываемся о том, что общение — это искусство и поэтому оно должно строиться по своим чётким законам.
На практике мы привыкли вот к чему. Мы следуем двум жёстким схемам. Либо:
устраиваем вечер «неприятных разговоров», год или месяц копя для этого вечера все «неприятные моменты».
Устраиваем скучный невыносимый дежурный «вечер комплиментов», не позволяя «плохому слову» сорваться с наших губ, и тем самым ещё больше готовя почву для последующего неприятного разговора, который неминуем.
Техника «сэндвича» как раз и позволяет нам не держать камень за пазухой с тем, чтобы потом в самый неожиданный момент не вывалить гору накопленных камней на голову ничего не подозревающего собеседника.
Эта техника исходит из аксиомы: человеку всегда есть что сказать другому человеку: и приятное, и неприятное. Причём «приятного» нужно говорить в удвоенном объёме. Именно тогда «неприятное» нормально усвоится, переварится и осознается.
Если Вы выберете стратегию «Я никого не ругаю, я со всеми в ладах», то эта стратегия будет работать на Вас только до поры до времени. А потом Вы сорвётесь и заслужите репутацию непредсказуемого и неуравновешенного, а то и двуличного человека, который «мягко стелил», да жёстко потом пришлось спать...
Если, наоборот, Вы выберете стратегию «моя задача — указывать на недочёты, хвалят пусть льстецы», то Ваш негатив скоро просто перестанут слушать, Вы будете вещать в пустоту. Так люди амортизируют неприятный для себя шум — перестают его слышать вообще. В итоге, своей критикой Вы также ничего не добьётесь.
Каждый акт общения должен быть выстроен по принципу сэндвича — кусок масла между двух кусков хлеба — чтобы ничего не испачкать, не посадить досадное жирное пятно, но чтобы было в итоге питательно и полезно.
Сначала Ваши попытки всегда действовать по этому принципу будут выглядеть несколько искуственно. Но потом Вы привыкнете к правилу сэндвича, что сразу отразится и на качестве Вашего общения.
Более того, люди будут вслушиваться в Ваши советы и критику, не переставая при этом считать Вас — самым душевным человеком из всего своего окружения.
Елена Назаренко
практикующий консультант по личным и семейным вопросам
(с) www.live-and-learn.ru - интернет журнал "Мастерская Успеха" - психология успеха на каждый день
(с) www.live-and-learn.ru - интернет журнал "Мастерская Успеха" - психология успеха на каждый день
Хорошая статья, спасибо за принцип "сэндвича", не знала.
ОтветитьУдалитьЭто прокатит только с умными людьми. А вот как быть с дураками, которые по любому поводу начинают орать и впадать в истерику?
ОтветитьУдалитьЧитай Литвака. У него есть ответы.
ОтветитьУдалитьА я выделила для себя из этой статьи момент про психотерапевтическую пользу. Таким людям, про которых ты, Таня, пишешь, это тем более необходимо. И, если такой способ не подходит, попробуй найти свои.
ОтветитьУдалитьСтатья хорошая и полезная для некоторых. Спасибо, Ирина! Такое чувство создается у меня,периодически читая комментарии, что GeorgiNNa и работает в "болоте", и окружена сплошь дураками. Может с комплексами поборемся, GeorgiNNa?..
ОтветитьУдалитьЧУМработница сегодня писала, как ездила в Москву как один из победителей "Позитивного контента-2010". В конце поста она напомнила: "О тех волшебных словах, которые порождают наши самые правильные, самые добрые, самые честные действия. О том, что будничная суета не должна мешать видеть нам главное. О том, что добро и позитив, подаренные людям, бумерангом вернутся к нам в самый неожиданный момент. О том, что Жизнь - самый лучший наш подарок".
ОтветитьУдалитьА с комплексами всем бороться нужно :-(((
Полностью согласна. Жизнь прекрасна!
ОтветитьУдалитьА ЧУМработница вообще большая умница, часто захожу к ней в блог за позитивом!
ОтветитьУдалитьЧитала про "сэндвич" и вспоминала нашего бывшего директора - Тамару Андреевну. Похоже, она знала эту методику (или просто у нее психологическое чутье было). Она всегда умела отругать так, что никто не обижался, а начинал чувствовать себя виноватым и хотел срочно все исправить. И всегда сначала: "какая ты молодец...", потом: "но вот в этом... ты что натворила?!", а в заключении: "ай-яй, как же ты так, а? ведь умница же!"
ОтветитьУдалитьПовезло вам с руководством!
ОтветитьУдалитьАбсолютно не согласна! С умным человеком это не сработает, т.к он прекрасно понимает все эти психологические штучки и сколько не подмазывай, неприятный разговор приятным не станет
ОтветитьУдалитьСамое главное - ведение ДИАЛОГА. Иметь желание - вести ДИАЛОГ и СЛЫШАТЬ другого. Неприятные разговоры вести приходится, от этого никуда деться. Дело именно в этом - как именно вести разговор.
ОтветитьУдалитьЯ слышу разговор людей самого низшего звена. Создается впечатление, что все собеседники сами не кем не руководят. А я, как понимаю, здесь собралась верхушка системы. а может вначале подумать,как мы разговариваем, а не как с нами.
ОтветитьУдалитьВо-первых, я лично никем не руковожу. Нет у меня подчиненных.
ОтветитьУдалитьВо-вторых, верхушка системы - это кто? И какой системы?
Решила добавить на всякий случай, для анонимных читателей. Я - не руководитель, я методист.
ОтветитьУдалитьТоварищ Анонимный!
ОтветитьУдалитьНе улавливаю связи между чьими-то комплексами и наличием дураков. (Не подумайте, что цепляюсь к словам, но глагол "поборемся", употребленный в Вами в форме 1 лица множественного числа, предполагает, что бороться Вы собираетесь вместе со мной. Огромное, конечно, спасибо, но вынуждена отказаться).
Что касается дураков, которыми, по Вашим словам, я окружена, то это Ваше искаженное понимание действительности.Окружена я чистыми, светлыми, добрыми людьми, с которыми легко и интересно общаться. Про дураков буду читать у Литвака.
За то, что с неподдельным вниманием следите за моими высказываниями, отдельное спасибо, способствуете популяризации этого блога.
Ир, ты права: умный человек обязательно оценит, КАК с ним поговорили, даже если разговор не из приятных!
P.S. Любое производство - это решение проблем и присутствие всяких неприятных моментов. Я считаю, последнее дело, когда общение на работе из профессиональной переводится в личную сферу.
Ирина, посмотри какая актуальная, животрепещущая и. видимо, болезненная тема для коллектива. М.б., это повод для психологического практикума на учебе или психологической консультации и деловой игры?
ОтветитьУдалитьСлишком болезненная, вы же знаете. Притом это клубок проблем, который не решаем с помощью учебы. Если подходить серьезно, то нужна прежде всего нормальная организация работы. А если брать психологическое, то нужна длительная работа с ХОРОШИМ ПСИХОЛОГОМ.
ОтветитьУдалить